Объем российского рынка онлайн-видеосервисов в 2017 году составит 13,64 млрд рублей, выяснили эксперты РАЭК и Okkо. В 2016 году 70% выручки или 7,83 млрд рублей пришлось на долю онлайн-кинотеатров. Крупнейшими игроками этого сегмента по итогам 2016 года стали ivi, занявший 33% рынка, Okko (16%), Megogo (13%), «Амедиатека» (8%) и TVzavr (5%).
Аудитория онлайн-видео в России на конец 2016 года составила 69,3 млн человек или 47% населения. Эксперты также отметили рост аудитории легальных онлайн-кинотеатров России — сегодня она достигла 39,6 млн человек, а в 2013 году составляла 21,7 млн человек.
Несмотря на то, что большинство крупных онлайн-кинотеатров, присутствующих на российском рынке, используют преимущественно модель монетизации посредством рекламы, большинство экспертов и представителей онлайн-кинотеатров отмечают рост числа платящих за контент пользователей. По состоянию на первый квартал 2017 года число платящей аудитории составило 3 млн человек, а количество платных транзакций за 2016 год составило 15-20 млн. В целом, в 2016 году общий размер пользовательских платежей в российских онлайн-кинотеатрах составил 2,34 млрд рублей. Видеосервисы объясняют рост показателей пользовательского финансирования в том числе своей адаптацией к работе в условиях пиратства, а также ростом популярности SmartTV.
По оценкам экспертов, на конец 2016 года парк смарт-телевизоров в России составлял 13,8 млн устройств, из которых 69% были подключены к интернету. Лидером по доле аудитории Smart TV в среднемесячной аудитории является онлайн-кинотеатр Okko: при общем размере среднемесячной аудитории 1,5 млн человек доля аудитории Smart TV у Okko составляет 76,8%.
При этом уровень нелегального потребления продолжает оставаться высоким. По данным Ernst&Young, 4,5 млн человек или 80% суточной аудитории длинных и средних видео, смотрят фильмы и сериалы на нелегальных сайтах. В то же время, согласно опросу, проведенному РОЦИТ в 2017 году, 71% пользователей готовы платить за легальный контент, а 38% уже сегодня покупают или арендуют просмотр фильмов или сериалов.
83% зрителей онлайн–кинотеатров предпочитают бесплатную модель потребления контента с просмотром рекламы, только 3% пользователей покупают платную подписку. Средняя цена, которую большинство пользователей готовы заплатить за единицу контента — 50-100 рублей.
За последние несколько лет существенно сократились цифровые окна — временные промежутки между премьерой фильма в кинотеатрах и в интернете, сегодня в среднем разрыв составляет 6-8 недель, в то время как пять лет назад он составлял 16 недель.
Рынок онлайн-видеосервисов, работающих в легальном сегменте, в ближайшие годы имеет значительный потенциал развития на российском рынке. Драйверами сегмента станут рост проникновения интернета, развитие сетей 3G и LTE, которые позволяют потреблять онлайн-видеоконтент максимально комфортно на высокой скорости без прерываний, развитие платежных систем, которые позволяют приобретать платный контент удобным для пользователей способом, повышение уровня сервиса онлайн-кинотеатров, увеличение количества контента, низкое качество пиратских сервисов, развитие новых технологий, таких как VR, 4К, появление новых устройств, подходящих для просмотра онлайн-видео, рост популярности телевизоров Smart TV, рост вовлеченности пользователей к данному виду услуг благодаря возможности для пользователя самому выбирать контент по интересу, комментировать и обмениваться мнениями, а также расширение географии предоставления услуг российскими видеосервисами.
В числе сдерживающих факторов развития сегмента стоит отметить недостаточный уровень цифровой грамотности пользователей, сохранение высокого уровня нелегального потребления, относительно высокую стоимость контента и сервисов, конкуренцию со стороны других видов онлайн-развлечений и сервисов (игры, социальные сети) и избыточное регулирование.