Крупнейший розничный онлайн-магазин Китая JD.com, который на этой неделе официально запустил интернет-магазин в России, ищет соинвестора на российском рынке. Об этом РБК рассказали источник, близкий к компании «Рамблер» (входит в медиаходлинг Rambler & Co), и знакомый с ситуацией руководитель еще одной интернет-компании. Источник, близкий к «Рамблеру», говорит, что партнерами интернет-ретейлера могут стать структуры совладельцев «Рамблера» — Александра Мамута и Владимира Потанина (владеют холдингом на паритетных началах).
«Рамблер» уже является партнером китайского онлайн-магазина: на пресс-конференции, посвященной запуску JD.com в России, президент подразделения компании, курирующего операции за пределами Китая, Виктор Сюй говорил, что российский интернет-холдинг будет «продвигать JD в России», в то время как строить склады и создавать собственную логистику китайская компания будет самостоятельно. Подробностей своего сотрудничества тогда компании не раскрыли.
Сам Александр Мамут тогда заявлял, что «электронная коммерция в России потребует от JD и ее партнеров серьезных усилий в области логистики», и его компания рассчитывает быть полезной «с точки зрения маркетинга и продвижения JD».
Источник в холдинге Владимира Потанина «Интеррос» подтвердил РБК, что представители JD.com к ним обращались, однако проект «Интеррос» не заинтересовал. Руководитель одной из интернет-компаний, знакомый с ситуацией, подтвердил, что JD.com действительно планировал найти партнера-соинвестора для того, чтобы запустить бизнес в России.
В пресс-службе «Рамблера» отказались комментировать возможную сделку с JD.com, отметив, что, «как уже обсуждалось ранее, [между компаниями] планируется коммерческое сотрудничество по ряду направлений». Инвестподразделение холдинга «Интеррос» Владимира Потанина не ведет переговоров с JD.com и эта компания им неинтересна, заявили в пресс-службе холдинга. В инвесткомпании ANN Александра Мамута подтвердили, что у них «отношения с JD.com», но подробности сообщить отказались.
Александр Мамут и головной офис JD.com не ответили на запрос РБК. Пресс-служба российского представительства JD.com и Виктор Сюй отказались комментировать ситуацию.
JD.com — публичная компания, в 2014-м она провела IPO на фондовой бирже NASDAQ и привлекла $1,78 млрд. Тогда весь бизнес инвесторы оценили в $26 млрд. Сейчас капитализация компании на бирже составляет почти $50 млрд. 18 июня 2015 года, в день запуска интернет-магазина, JD побила собственный рекорд по числу суточных заказов: их число выросло до 15 млн штук.
У глобального JD.com российские совладельцы уже есть. С 2011 года фонд DST Global Юрия Мильнера и Алишера Усманова вложил в JD.com около $780 млн. Перед IPO фондам DST принадлежало 225,744 млн акций JD.com, или около 9% от всего уставного капитала. В ходе размещения стало понятно, что пакет подорожал в 2,5 раза — до $2 млрд.
По итогам 2014 года выручка JD.com составила $18,54 млрд, при этом интернет-ретейлер получил чистый убыток в $0,8 млрд. Россия — первый зарубежный рынок, на который выходит JD.com. Юрлицо и местный офис компания пока не открыла, но планирует.