По последним данным Федеральной таможенной службы, импорт банкоматов за 11 месяцев 2015 года составил 4453 штуки (на сумму $48,9 млн). Это более чем вдвое меньше показателя за аналогичный период 2014 года (10 481 аппарат на $121 млн). Банки перешли на корейские банкоматы: до кризиса из импортируемых АТМ лидировали европейские (средняя цена на корейские — $8 тыс., они на треть дешевле). Средняя цена ввозимых банкоматов с 2012 года упала с $12,1 тыс. до $11 тыс. По мнению экспертов, кризис заставляет банкиров экономить, кроме того, россияне всё чаще используют безналичный расчет при совершении покупок.
Крупнейшими странами — поставщиками банкоматов на российский рынок по итогам 2012–2014 годов являются Венгрия, Германия и Южная Корея, например, за 2014-й оттуда ввезено 6369 (на $73,4 млн), 2688 ($34,7 млн) и 1335 ($10 млн) банкоматов соответственно. Однако по итогам 11 месяцев 2015-го Южная Корея переместилась на первую строчку — из этой страны ввезено 1592 банкомата на сумму $13,4 млн. Второе место у Венгрии — 1430 банкоматов на сумму $16 млн; затем Германия — 1078 банкоматов на $15,2 млн.
Крупнейшие в мире поставщики банкоматов — американские компании Diebold и NCR. Завод в Венгрии компания NCR открыла в декабре 2005 года из-за растущего спроса в банкоматах со стороны России и стран Восточной Европы. До 2005 года банкоматы NCR в Россию поставлялись из Шотландии. В 2006 году в Венгрию из Франции перебросила свой завод и Diebold. В Европе ведущим производителем банкоматов является немецкая Wincor Nixdorf — осенью 2015 года Diebold договорилась о покупке этого конкурента за $1,9 млрд. Крупнейшим корейским производителем банкоматов является Nautilus Hyosung. В настоящее время доля ввозимых подержанных банкоматов не превышает 5–10%.
— Безусловно, стоимость оборудования в текущих условиях увеличилась из-за девальвации рубля, это основная причина сокращений закупок на сегодня, — отмечает начальник управления процессинга СДМ-банка Анна Стекольникова. — Кроме того, вполне естественно, что банки стали пересматривать эффективность работы ранее установленных банкоматов. Что для этого делается? Например, банки стали договариваться между собой о создании партнерских сетей, что позволяет обслуживать клиентов уже на более льготных условиях. Что касается роста популярности корейских банкоматов, то практика показывает, что они вполне успешно работают на российском рынке.
Другая важная причина резкого сокращения закупок зарубежных банкоматов — изменение тарифов международных платежных систем (перешли на процентную комиссию), из-за чего банки стали зарабатывать на 30% меньше с каждой операции, отметил руководитель центра развития эквайрингового бизнеса Бинбанка Никита Хомутов. Он считает, что снижение закупок банкоматов также не в последнюю очередь связано с растущей популярностью безналичной оплаты.
— Всё большее количество карточных клиентов начинает расплачиваться картами в магазинах, ресторанах, кафе, особенно это заметно в городах с населением свыше 1 млн человек. Банки также способствуют данному тренду и предлагают всевозможные программы лояльности с бонусами, баллами, cash-back и прочими поощрениями, — сказал Хомутов.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что по мере роста финансовой грамотности населения и расширения эквайринговой сети (рост числа мест продаж товаров и услуг, где можно рассчитаться картой) наличные деньги начинают постепенно вытесняться безналичными.
— Так, если в 2008 году доля операций по оплате товаров и услуг, совершенных на территории России с использованием платежных карт эмитентов-резидентов и нерезидентов, составила всего 8,0%, а остальные 92,0% пришлись на операции по снятию наличных денежных средств, то за 9 месяцев 2015 года доля операций по оплате товаров и услуг выросла почти в четыре раза — до 31,5%, — поясняет аналитик. — Кроме того, происходит постепенное насыщение рынка, особенно в больших городах, банкоматами, что способствует снижению спроса на них. В настоящее время в России один банкомат или платежный терминал приходится на 700 человек, тогда как на 1 октября 2008 года этот показатель был почти в три раз выше и составлял 1,9 тыс. человек на один банкомат или платежный терминал.
По данным ФТС, спад закупок банкоматов начался в 2014 году — та же тенденция зафиксирована в статистике Центробанка. Так, рекордный показатель по численности банкоматов с функцией выдачи наличных зарегистрирован весной 2014 года — 141,6 тыс. штук, далее началось последовательное снижение, и к 1 октября 2015 года в России насчитывается 133,15 тыс. таких аппаратов. Численность банкоматов с функцией приема наличных начала сокращаться с начала 2015 года: с пикового значения 131,1 тыс. штук до 121,4 тыс. в октябре. По мнению директора департамента развития альтерантивных каналов обслуживания Московского кредитного банка Евгения Чистова, сокращение банкоматов csh-in произошло на фоне борьбы ЦБ с теневыми владельцами сетей АТМ. Также из статистики ЦБ видно, что с весны 2014-го на треть подскочило число терминалов безналичной оплаты, которые клиентам предоставляют на кассах торговых точек — с 1 млн до 1,39 млн штук.
Хомутов не считает, что банки в 2016–2017 годах более существенно сократят закупки банкоматов.
— Скорее банки не будут расширять свою сеть банкоматов, а будут модернизировать парк АТМ — у многих банков парк уже морально и физически устарел. Расширение сети банкоматов будут делать в основном за счет объединения с другими банками, — говорит собеседник.
По словам председателя общественной организации по защите прав потребителей «Финпотребсоюз» Игоря Костикова, в первую очередь процесс сокращения числа банкоматов затрагивает депрессивные, малонаселенные регионы, что снижает доступность финансовых услуг для населения.
— Жители, местный бизнес остаются без нормального банковского обслуживания, что еще больше усугубляет социальную ситуацию в этих регионах, — сокрушается Костиков. — В развитых странах разработаны механизмы, которые противодействуют социальному эгоизму финансового бизнеса, стимулируют финансовые институты к социально ответственной политике. Особое внимание уделяется стимулированию работы банков в депрессивных районах, предоставлению услуг небогатым гражданам и мелким фирмам. Для реализации социально ответственной политики из прибыли банков формируются специальные фонды. Настало время разработать подобные механизмы в России. Размеры страны и очень неравномерное развитие регионов со всей остротой ставят перед нами задачу обеспечения доступности финансовых услуг для россиян.