Бизнес с высоким использованием знаний и информации (KIBS) более продуктивен в более плотных городских агломерациях, утверждает в статье японской исследовательской сети RIETI экономист Масаюки Морикава. Исходя из его выводов, российские эксперименты по созданию инноградов и Кремниевых долин, по крайней мере частично, основывались на неверных представлениях об инновационных процессах — так, в пределах Токио и Осаки KIBS, как и R&D-подразделения, более продуктивен, нежели в выделенных инноградах.
Статью «Расположение и продуктивность бизнес-служб с интенсивным использованием информации и научных знаний» Масаюки Морикава опубликовал в июне в рамках серии «статей для обсуждения» RIETI (Исследовательский институт экономики, торговли и промышленности) — крупнейшей японской сети экономических исследований. К KIBS, интерес к которому появился в начале 2000-х в рамках исследований инновационного процесса, традиционно относят производство программного обеспечения, data- и интернет-сервисы, дизайн, медиа в широком понимании, рекламу, юридический, консалтинговый и сертификационный бизнес, часть R&D. Общего определения KIBS не существует, в описаниях он пересекается с «креативной индустрией» и противопоставляется «промышленным и технологическим инновациям».
Данные о том, что промышленные инновации относительно хуже работают в изоляции от основной бизнес-среды, достаточно противоречивы и показаны лишь в ряде экономических работ. Масаюки Морикава демонстрирует, основываясь на «микроданных» японских компаний, что существует сильная корреляция между работой KIBS на территориях крупных городских агломераций с производительностью труда в них. В частности, данные господина Морикавы позволяют предполагать пятипроцентное увеличение продуктивности бизнеса категории KIBS при перемещении его в муниципалитет с вдвое большей плотностью населения — напрямую этот вывод не делается, однако в статье констатируется, что такой бизнес, расположенный в «небольших и малых городах», должен использовать нестандартные бизнес-стратегии для своего развития.
Выводы Масаюки Морикавы, если они будут подтверждены вне Японии, видимо, продемонстрируют проблемы с одной из главных парадигм национальных инновационных стратегий последних 30-40 лет — создания «аналогов Кремниевой долины» для инновационного развития: сравнительно низкая продуктивность KIBS в инноградах должна мешать базовому инновационному процессу. Причины происходящего, видимо, достаточно банальны: возможность концентрации в инноградах, наукоградах и долинах R&D-подразделений и их «перекрестное опыление» поддерживают процесс в меньшей степени, чем его разрушают социальная изоляция сотрудников KIBS и рост издержек, связанных с необходимостью контактов инновационного бизнеса с обычным. В случае если Масаюки Морикава прав, проекты, аналогичные «Сколково», где пытаются совмещать идеи развития территории и инновационного развития, в перспективе будут проигрывать KIBS, предпочитающему оставаться в центре крупных мегаполисов,- и, заметим, без прямой поддержки государства, которое пока полностью ориентировано на концепцию долин во всем мире.