Образованные люди зарабатывают больше. А выпускники хороших вузов больше, чем выпускники вузов плохих. В августе 2015 года это интуитивное представление получило два подтверждения от российской статистики.
Во-первых, в июле впервые вышел российский мониторинг трудоустройства и зарплат выпускников вузов. Во-вторых, в недавно опубликованном докладе Алины Пишняк и Дарьи Поповой из Высшей школы экономики появилось сравнение доходов москвичей с высшим образованием и тех, кто без корочки. «Доходы семей, в составе которых нет взрослых с высшим образованием, составляют 75% от среднего уровня доходов в Москве, тогда как доходы семей, в которых у всех есть высшее образование, на 20% превышают средний уровень»,- говорится в исследовании.
Портал Сбербанка о финансовой грамотности finprosto.ru оценил эту разницу доходов в деньгах: «По данным Мосгорстата, в 2014 году среднедушевой доход в столице составил 55 тыс. руб. в месяц, средняя семья — 2,7 человека, значит, средний доход на семью — 1,8 млн руб. в год. Выходит, что семьи без диплома вуза недотягивают до среднего уровня почти 450 тыс. руб. в год, а семьи с дипломами «выигрывают» 350 тыс. А в течение жизни (допускаем, что трудовой стаж — 40 лет) выигрыш образованных семей составит почти 15 млн руб. (в ценах 2014 года) — это стоимость приличной «трешки» в Москве».
Во времена СССР, особенно позднего, все было не так однозначно. «Советская власть из классовых соображений защищала городской пролетариат,- считает директор Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Лилия Овчарова.- Самой лучшей стратегией для людей был переезд из деревни в город. И в отличие от европейских стран в период индустриализации у нас не сформировалась городская беднота. Была всеобщая занятость, и минимальная зарплата была достаточно высокой по европейским стандартам, примерно полтора прожиточных минимума».
Вышку в массы!
За прошедшие 30 лет многое поменялось. Власть перестала столь явно поддерживать пролетариат, а высшее образование перестало быть элитарным. Число студентов на 10 тыс. населения практически удвоилось — с 219 в 1980-м до 424 в 2012-м. В два раза выросло и число высших учебных заведений: по данным Минобрнауки, к началу прошлого года в России насчитывалось 593 государственных и 486 негосударственных вузов против 494-х государственных в 1980-м. Всего в них учились 7 млн человек, 2 млн из которых — за бюджетный счет.
Сегодня в России, по данным исследования ОЭСР «Education at a Glance 2014», самая высокая в мире доля взрослого трудоспособного населения (25-65 лет), имеющего документ о высшем образовании,- 53,5%, или 44,5 млн человек. Это намного выше, чем в среднем по странам ОЭСР (32%). Хотя процесс прихода университетов в массы очевиден и там — в 2000-м эта доля была всего 22%.
Массовость приводит к новым проблемам. Сергей Рощин и Виктор Рудаков из НИУ ВШЭ в недавнем исследовании «Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования?» выделяют две. Во-первых, дифференциация вузов по качеству образования и его общее снижение, во-вторых, несоответствие рабочих мест, получаемых выпускниками, той специальности, по которой они обучались, и уровню их формальной квалификации. Следствие этих проблем — обесценивание высшего образования вообще.
Премия за корочку
Опрошенные «Деньгами» службы поиска занятости формулируют эти же две проблемы в терминах рынка труда. «Существующая практика такова, что работодатели указывают в требованиях «высшее образование» на позиции, где оно может быть и не нужно,- говорит руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob Павел Лебедев.- В данном случае высшее образование выступает индикатором того, что сотрудник прошел определенную социализацию, усвоил какие-то нормы и правила». Отчасти избыток лиц с «вышкой» создал конкурентную среду, в которой человек без корочки заведомо воспринимается как неполноценный.
В этом контексте скорее зарплата работника с «вышкой» будет нормой, а не получившего заветной корочки — дисконтом к норме. Данные Superjob близки к оценкам Пишняк и Поповой: средний уровень дохода у работников с высшим образованием в Москве на 30% выше, чем у работников со средним специальным. И это характерно не только для столицы. Сопоставимая разница, например, в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. В Екатеринбурге и Новосибирске разрыв еще сильнее — 35-38%.
Есть и профессии, где корочка не нужна, а зарплаты все равно большие. «Высокую зарплату без образования предлагают в сфере продаж, когда итоговый уровень дохода складывается из фиксированной и бонусной частей и напрямую зависит от активности работника,- отмечает Лебедев.- Кроме того, высокие зарплаты сейчас у квалифицированных рабочих». Например, монтажник стальных дверей может получать от 150 тыс. руб., мастер по ремонту ноутбуков — до 150 тыс. Тем не менее десятка самых востребованных специальностей с высшим образованием и без него отличается по зарплатам в пользу обладателей заветной корочки.
Впрочем, нижняя планка по профессиям с «вышкой» и без него практически одинакова — 40 тыс. и 39 тыс. руб. соответственно. Вывод прост: девальвации пока подверглось самое простое, так сказать, массовое высшее образование. Но вот на верхних позициях обоих рейтингов разрыв очевиден, средняя зарплата программиста в Москве (78 тыс. руб.) на 56% выше, чем у самой высокооплачиваемой профессии, не требующей корочки,- менеджера по продажам (50 тыс.). Для справки: по данным Росстата, в 2014 году средняя зарплата в РФ составляла 32,6 тыс., а в Москве — 61,4 тыс. руб.
Зарплатометр по вузам
Если работодатели готовы платить высокие зарплаты сотрудникам, имеющим высшее образование, а последних становится все больше, приходится разбираться с вузами и качеством образования, которое они дают. «Результаты опросов работодателей свидетельствуют, что 63% компаний готовы трудоустраивать выпускников без опыта работы,- говорит Лебедев.- Из них почти половина (49%) удовлетворены качеством подготовки, не удовлетворены — 34%, а еще 17% затруднились дать оценку».
Больше половины недовольных и сомневающихся в качестве обучения работодателей — это проблема. Проблема и для абитуриентов, и для их родителей. Ведь вместе с качеством вуза сильно варьирует и стоимость платного обучения в нем: от 16 тыс. руб. в год в Российском государственном аграрном заочном университете до 600 тыс. руб. в НИУ ВШЭ.
На выручку приходят системы мониторинга трудоустройства и зарплат выпускников вузов. Такие исследования проводятся во многих странах мира — по каждому вузу собирается статистика по доходам выпускников за определенный период после окончания вузов, чаще всего за пять-десять лет.
«Обследования выпускников в разных странах мира осуществляются в двух форматах. Первый формат — сплошное централизованное обследование на основе данных налоговых органов. Примером может служить «Интегрированная база данных для исследований рынка труда», созданная статистической службой Дании. Эта база данных, сведения для которой предоставляют налоговые органы, содержит информацию обо всех работниках и работодателях страны, она прослеживает карьерные истории всех выпускников вузов в Дании. Второй формат — частичное обследование выпускников вузов на основе анкетных опросов определенной выборки. Классический образец — база данных «Лонгитюдное исследование карьерных траекторий выпускников бакалавриата», собираемая Национальным центром образовательной статистики США. Она представляет собой кросс-секционные данные по выборке в 10 тыс. выпускников»,- пишут исследователи НИУ ВШЭ. К указанным форматам можно добавить исследования служб занятости.
Дикобраз от Минобраза
Свежий российский мониторинг трудоустройства выпускников вузов — пока несовершенная копия западных образцов. По данным вузов и отчислениям в Пенсионный фонд были получены сведения о занятости и средней зарплате в 2014-м 1,2 млн выпускников 2013 года (данные о выпускниках были представлены 97% государственных вузов и 80,6% частных).
На первый взгляд результаты кажутся неожиданными. Например, первое место по зарплате занимает Российский исламский институт из Татарстана (средняя зарплата выпускников — 146 тыс. руб. в месяц), а в топ-10 довольно много других малоизвестных вузов.
Их лидерство в рейтинге — эффект маленькой выборки. То есть небольшое число выпускников может исказить общую картину. Так, по лидеру рейтинга, Российскому исламскому институту, обработаны данные всего по 53 выпускникам, возможно, что один или несколько высокооплачиваемых выпускников (их больше всего по специальности «теология» — 48 человек со средней зарплатой 165 тыс. руб.) резко поднимают средний уровень зарплат во всей группе. Тем более что по второй специальности — «языкознание и литературоведение» — средние зарплаты у выпускников более чем в 10 раз ниже — 15 тыс. руб. в месяц.
Еще отчетливее эффект малой выборки в вузе, занимающем пятое место в рейтинге,- Институте современного искусства со средней зарплатой 88 тыс. руб. Высокая зарплата здесь тоже эффект маленькой выборки, всего 150 человек. Из них 10 выпускников по специальности «культуроведение и социокультурные проекты» получают среднюю зарплату 1,088 млн руб. в месяц. Не исключено, что какая-нибудь звезда эстрады подняла общий уровень. По другим специальностям доходы не блещут: выпускники специальности «экранные искусства» могут похвастаться средним заработком лишь в 12 тыс. руб. в месяц.
Кроме того, некоторые лидеры рейтинга, например Московская высшая школа социальных и экономических наук или тот же Российский исламский институт, ориентируются на второе высшее образование либо на уже вполне зрелых студентов, о чем свидетельствует средний возраст выпускников (34 и 39 лет соответственно). Это тоже искажает анализ зарплат.
Кем стать?
Десятикратный разрыв в средних заработках по разным специальностям у лидера рейтинга и почти стократный у вуза, занявшего пятое место,- повод задуматься о том, в каких случаях вообще можно говорить о связи высшего образования и заработка. Как утверждают Рощин и Рудаков, различия в заработной плате выпускников могут быть обусловлены массой факторов, среди которых разнородность самих выпускников (разный объем человеческого и семейного капитала, образования, социально-демографические характеристики и т. д.), разнородность рабочих мест, несовершенство рынка, различия в стратегиях поведения выпускников при выходе на рынок труда. Можно добавить и простую случайность.
Добавим, что эти факторы многократно усиливаются в случаях с творческими профессиями. Американский финансист и философ Нассим Талеб объясняет это сочетанием двух миров в нашей жизни — Среднестана (Mediocristan) и Крайнестана (Extremestan). Первый — это мир обычного человека, где упорный труд и качественное образование могут дать прибавку в доходах максимум в несколько раз. Второй — мир вопиющего неравенства: знаменитый спортсмен, актер или бизнесмен может зарабатывать намного больше, чем его менее способные или удачливые коллеги, а единичный пример может кардинально исказить статистику. «Интеллектуальные, научные и творческие профессии существуют по законам Крайнестана, где высока концентрация успеха и где победителей мало, но именно им достается львиная доля награды»,- пишет Талеб.
Поэтому смотреть на заработки выпускников творческих вузов, из которых получают миллионные гонорары единицы, а большинство прозябает или отказывается от приобретенной профессии, наверное, бессмысленно. Частично это относится и к вузу, занявшему второе место в рейтинге зарплат,- Московской государственной академии физической культуры. Кто-то станет олимпийским чемпионом и миллионером, а куда большее число получит травму и уйдет из спорта.
Зарплаты выпускников по естественнонаучным, техническим и, в несколько меньшей степени, экономическим и гуманитарным дисциплинам более предсказуемы. Здесь карьеры и зарплаты в большей степени зависят от полученных знаний, чем от случайных факторов и доминирования на рынке успешных избранников. Хотя и тут есть искажения, не зависящие от качества образования: дефицит одной профессии, избыток другой.
В небо, в недра и на экспорт!
Рейтинг зарплат выпускников, скорректированный «Деньгами» (с исключением вузов мелких, творческих, спортивных, ориентированных на второе высшее образование), выглядит более предсказуемо (за исключением того, что в топ-5 вузов всего один московский). На первом месте Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации со средней зарплатой выпускников 75 тыс. руб., на втором — Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (73 тыс.). Высокую планку определяют выпускники-пилоты (по специальности «аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники» зарплаты выпускников СПбГУГА — 112 тыс. руб., в УВАУГА — 89 тыс.). Ничего удивительного: пилот — свободно конвертируемая профессия, а в мире эта работа оплачивается очень высоко.
Третье место — у экономистов из Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития, четвертое и пятое места держат нефтяники из Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина и Тюменского государственного нефтегазового университета. Впрочем, стоит помнить, что зарплаты считали по еще успешному для нефтегаза и внешней торговли 2014-му, так что кризис, возможно, внесет коррективы.
И не только в ценность профессии и вуза, но и самого высшего образования. «В период стагнации неравенство доходов в зависимости от уровня образования снижается. Например, оно упало в период 2008-2009 годов, потом опять росло в 2010-2011-м и потом опять стало падать»,- заметила Попова.