Комплексные решения сменят классические средства защиты информации от несанкционированного доступа

В ближайшие годы функциональные возможности средств защиты информации от несанкционированного доступа (СЗИ от НСД) расширятся, вырастет спрос заказчиков на комплексные endpoint-решения. Объемы рынка будут зависеть от количества проданных компьютеров, а также от активности госзаказчиков, прогнозируют эксперты компании «Код безопасности».

Объем российского рынка СЗИ от НСД по итогам 2014 года оценивается в 746 млн рублей. Это на 21,82% ниже, чем в 2013 году (954 млн рублей). Отрицательную динамику можно объяснить снижением уровня продаж персональных компьютеров — рынок ПК в России в 2014 году сократился на 22,7% в натуральном выражении, по оценке IDC. При этом ИБ-рынок в целом в 2014 году вырос: рост составил 8%, по оценке TAdviser.

Средства защиты информации от несанкционированного доступа можно условно разделить на программные продукты и программно-аппаратные комплексы (модули доверенной загрузки, АПМДЗ). Требования к ним определены руководящими документами ФСТЭК России. Как следствие — во всех системах реализованы одни и те же защитные механизмы, основные различия заключаются в принципах управления для программных СЗИ от НСД и количестве поддерживаемых плат — для АПМДЗ.


В настоящее время на рынке присутствуют разработанные семнадцатью вендорами 22 основных СЗИ от НСД. Из них 15 — это программно-аппаратные комплексы, 7 — программные средства. Рынок слабо сегментирован. Наибольшая доля в 2014 году (67%) принадлежала компании «Код безопасности» (в основном это решения СЗИ от НСД Secret Net и модуль доверенной загрузки ПАК «Соболь»). Вторым по доле рынка стал разработанный компанией «Конфидент» продукт Dallas Lock, продемонстрировавший стремительный рост — с 5% в 2012 году до 21% в 2013 году — и упрочивший свои позиции на 1% в 2014 году. Доля рынка СЗИ «Блокхост-сеть К», замыкающего Топ3 в 2012-2013 гг., резко снизилась в 2014 году. Успехи компании в предыдущие два года были обусловлены заключением многомиллионных контрактов с Федеральной налоговой службой. Четверку крупнейших поставщиков замыкает «Газинформсервис», чья рыночная доля составила 3%.

В настоящее время у игроков отсутствуют возможности наращивания продаж за счет естественного роста количества персональных компьютеров. Поэтому российские производители сосредоточены на качественном изменении своих решений. Одним из шагов в этом направлении является добавление нового функционала. Постепенно продукты начинают «обрастать» смежными функциями. Вендоры добавляют к ним функциональность межсетевых экранов и антивирусов. Например, новое комплексное решение «Кода безопасности» Secret Net Studio позиционируется компанией как продукт для защиты от внешних и внутренних угроз, где функционал СЗИ от НСД является лишь составной частью.

«Определение тенденций рынка информационной безопасности дает нам возможность, опираясь на выявленные тренды, строить эффективные бизнес-стратегии при разработке собственных продуктов», — прокомментировала Юлия Дудкина, директор по маркетингу компании «Код безопасности».

Поделиться с друзьями
ASTERA