Закрепить норму, выводящую из-под налогообложения НДС наравне с основными банковскими услугами еще и не основные, но непосредственно связанные с кредитованием, предлагается поправками в НК РФ и постановлением правительства N 761 «Об утверждении перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности…» (имеются в распоряжении «Ъ»). Автор поправок председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков сообщил «Ъ», что соответствующий законопроект он планирует направить в правительство на этой неделе. «Так как поправки вносятся в НК РФ, должно быть получено заключение правительства»,- пояснил он.
В постановлении правительства предлагается зафиксировать перечень услуг, оказываемых банками в качестве смежных с основными банковскими (в частности, выдача кредита, поддержание лимита, услуги по осуществлению функций кредитного агента, управлению залогом), а в 149-й статье НК РФ для банков по таким услугам прописывается освобождение от НДС. Сейчас от НДС прямо освобождаются только основные банковские операции, но прямых норм о том, считать ли таковыми сопутствующие услуги банков, нет. Такая неопределенность, по мнению авторов законопроекта, порождает риск того, что налоговики посчитают целесообразным взимать НДС с таких операций. На практике прецеденты уже были, и хотя массовости такие претензии не имеют, в этих случаях платить НДС банкам приходилось из своего кармана, поскольку изначально в стоимость допуслуг налог не закладывался, говорит собеседник «Ъ» в банке из топ-5.
По данным «Ъ», наиболее велики эти риски по синдицированным кредитам (там как раз и взимаются комиссии за осуществление функций кредитного агента по взаимодействию с заемщиком и между кредиторами и за управление залогом). «Российские банки действительно сталкивались с необходимостью платить НДС по некоторым видам комиссий в сделках по синдикатам, с этим типом комиссий вопрос стоит наиболее остро, поскольку их связь с самим кредитованием менее очевидна, чем, например, комиссий за поддержание кредитного лимита или открытие кредитной линии»,- подтверждает управляющий директор Нордеа-банка Константин Каричев. Собственно, на эти риски и обратили внимание эксперты «большой четверки», поясняет вице-президент ассоциации «Россия» Олег Иванов. «Они анализировали российское законодательство, в частности НК, в целях его оценки для применения в синдицированных кредитах по российскому праву и отметили, что сейчас комиссии фактически не выведены из-под НДС»,- говорит он.
Синдикаты по российскому праву с участием российских банков стали востребованными в условиях санкций, а в условиях кризиса не менее востребованной стала их реструктуризация. Тем более что правительство неоднократно заявляло о готовности предоставлять гарантии проблемным компаниям (в частности ЮТэйр.- «Ъ») только в том случае, если банки-кредиторы договорятся между собой и реструктурируют долги на единых условиях, это и есть реструктуризационный синдикат, добавляет Олег Иванов. Аналогичным образом обстояла ситуация с группой ГАЗ Олега Дерипаски, отмечает он. Группа обращалась за госгарантиями под реструктуризацию своих кредитов, правда, после реструктуризации от гарантий отказалась. Учитывая и без того растущее число проблемных заемщиков, дополнительные налоговые расходы, пусть и небольшие (1-2% или фиксированные платежи), банкам ни к чему. Перекладывать эту нагрузку на заемщиков тоже неправильно, считают эксперты.
При этом, если вести речь обо всех банковских комиссиях (а в проекте упомянуты не только комиссии по синдикатам), эффект может быть гораздо более ощутимым, указывают эксперты. По данным ЦБ, за первое полугодие 2015 года банки получили в совокупности 451,2 млрд руб. комиссионных вознаграждений. НДС составляет 18%, столько теоретически может попасть под риск. «Логично было бы прямо вывести из-под действия НДС банковские комиссии наравне с основными банковскими операциями»,- считает член правления банка «ФК Открытие» Наталия Матюнина. В глазах банков комиссия — такая же неотъемлемая часть платы за риск банка, как и процентная ставка, указывают участники рынка. У поправок есть и еще один потенциальный эффект. «Фиксирование конкретных типов комиссий в постановлении правительства фактически узаконит эти банковские вознаграждения, взимание которых нередко оспаривается в суде»,- отмечает партнер EY Ирина Быховская.