Человечество продолжает энергично освобождаться от лишних проводов. Дело дошло до аудиосистем, причем не только портативных. Беспроводной звук уже настолько хорош, что обещает отправить в небытие фетиш аудиофила — дорогостоящий кабель с золочеными штекерами.
Провод must die
Столь прекрасное завоевание научно-технического прогресса, как жизнь без проводов, вошло в обиход совсем недавно. Уже мало кто задумывается о том, что двадцать лет назад подавляющее большинство всех телефонов на планете были проводными, а нынче словосочетание «проводной телефон» почти означает «ненужная в хозяйстве вещь с ежемесячной абонентской платой». Хотя, надо признать, провода просто так не сдаются. Возможность зарядить без них батарею смартфона или планшета хоть и эволюционировала в последние три года, но все еще доступна весьма условно, а главное — задорого. Наушники стали одним из самых горячих участков борьбы с проводами пару лет назад, но по-настоящему небольшие и удобные устройства с долгим сроком работы аккумулятора только начинают прибывать на рынок. Тем отраднее осознавать, что надоедливая проводная коммутация наголову разбита в другой области воспроизведения звука — на поле колонок и аналогичных звуковых устройств.
Вместо бумбокса
Самым радикальным образом изменился наиболее массовый сегмент аудиосистем. На наших глазах появился и расцвел отдельный класс устройств — беспроводные портативные колонки, и их рождение ознаменовало закат бумбокса, долгожителя на рынке. Тот до последнего сражался за место главного в портативной акустике: последовательно научился воспроизводить компакт-диски с MP3 и читать USB-носители, не отказавшись от старых функций вроде работы с FM-радио и обычными CD. Но с приходом беспроводного портативного аудио мир изменился навсегда. Легче всего это наблюдать на офисных вечеринках. Еще относительно недавно музыку на них обеспечивали как раз бумбоксы, реже к плееру подрубались мультимедийные колонки от компьютера. Сегодня танцы налаживаются, как правило, под беспроводной вариант.
По данным «Яндекс.Маркета», в продаже в текущий момент находится около тысячи разных моделей портативной беспроводной акустики, самая дешевая обойдется в 244 руб., самая дорогая — в 170 тыс. Представлены продукты неведомых китайских брендов; отечественные колонки от Defender, очень прилично смотрящиеся на общем фоне; популярные у молодежи относительно недорогие модели, произведенные заслуженным ветераном акустического движения JBL. Те же, кому не жалко 13-15 тыс. руб. за дизайн и бренд, могут приобрести, к примеру, отличную акустику от Harman/Kardon под названием Go + Play Wireless, внешний вид которой прямо отсылает к бумбоксу, даже ручка для переноски имеется. Подавляющее большинство моделей умеет подключаться к звуковоспроизводящим устройствам как посредством провода (через линейный вход) либо специального разъема на корпусе, так и без физического контакта, по стандарту Bluetooth. С последним активно соперничают беспроводные технологии NFC и AirPlay — для подключения Android- и iOS-гаджетов соответственно.
При таком обилии предложений производителям приходится идти на разные уловки, чтобы как-то выделиться. К примеру, колонки Philips славятся долгой автономной работой. Тут же вспоминаются Android-смартфоны этой компании, которые тоже умеют подолгу держать заряд, то есть в разработке долгоиграющих аккумуляторов она преуспела больше многих. Примечательна позиция японского гиганта Sony: в фирменной экосистеме электронных устройств техника для звуковоспроизведения занимает одно из центральных мест. Компания активно использует при производстве колонок наработки, обкатанные в других областях. К примеру, 5-ваттный Bluetooth-динамик SRS-X1, небольшой и шарообразный, не только бомбит звуком на 360 градусов, но и обладает водонепроницаемым корпусом с уровнем защиты IPX7 (флагманская серия смартфонов Xperia от Sony, если кто не помнит, первой обзавелась влагоустойчивостью). Для более дорогих моделей, от которых владельцы ждут лучшего качества звука, Sony придумала Bluetooth-кодек LDAC. Он позволяет осуществлять потоковую передачу аудио высокого разрешения практически без потерь, так как обладает втрое большей пропускной способностью по сравнению с обычной — 990 Kbps против 328 Kbps.
Окончательный звук
Качество звука до недавних пор было камнем преткновения на пути развития беспроводного аудио. Передача данных по спецификации Bluetooth непрерывно совершенствовалась. Американский компьютерный гигант Qualcomm разработал протокол aptX, заметно улучшающий звуковую картину и взятый на вооружение многими производителями. Но разницу между беспроводными и проводными аудиосистемами одного ценового класса продолжали улавливать даже не слишком искушенные меломаны (чего уж говорить о продвинутых). Ситуация радикально изменилась, когда производители научили колонки общаться со звуковоспроизводящими устройствами посредством протокола Wi-Fi: его пропускной способности с избытком хватает, чтобы передавать звук совсем без потери качества — насколько это вообще способно расслышать человеческое ухо.
Именно благодаря Wi-Fi беспроводные технологии проникли в сегмент премиум-устройств и одержали убедительную победу на фронте Hi-End. Самый многочисленный и разнообразный отряд сформировался в ценовом диапазоне от 20 до 45 тыс. руб. В каталогах продукции — сплошь имена, знакомые по добеспроводной эпохе: Bose, Bang & Olufsen, Yamaha, ну и без Sony с Philips, конечно, никуда. При этом подавляющее большинство подобных устройств нельзя назвать беспроводными в тотальном смысле (в отличие от какой-нибудь портативной колонки за 5 тыс. руб.), потому что питание они получают от сети, а значит, как минимум один провод имеют. Для многих такая хитрость производителей стала настоящим ударом — люди даже судиться пытались. Возможно, поэтому в названиях таких аудиосистем слово «портативный» стали менять на «переносной». Вроде смысл тот же, но уже заметно проще догадаться, что в поход такую колонку не возьмешь. Хотя в квартире ее можно воткнуть в любое место, куда дотянется удлинитель.
В самом верхнем ценовом сегменте предложений заметно меньше, и некоторые выглядят довольно странно. Есть, например, портативная акустическая система Bang & Olufsen за 93 тыс. руб., которая из всех беспроводных протоколов поддерживает только AirPlay. Рядом хочется поставить еще одну систему той же компании, подешевле — за 50 тыс., у которой в арсенале только Bluetooth, и спросить: как же так? Впрочем, имеются исключения другого рода: британская компания Naim Audio, обеспечивающая акустикой автомобили Bentley, создала устройство Mu-So, к которому лучше всего подойдет определение «аудиокомбайн». Система стоимостью около 100 тыс. руб. воспринимает решительно все беспроводные протоколы, вдобавок умеет подключаться к локальной сети по Wi-Fi (или по оптоволокну — но это лишний провод) и воспроизводить музыку с сетевого хранилища при помощи стандарта UPnP, умеет сама играть интернет-радио, а пользователи, которым не лень читать руководства в сети, могут настроить доступ к американскому стриминговому сервису Spotify.
С областью Hi-End-акустики получилось еще интереснее. Позиции проводов в ней казались незыблемыми: про фанатичную приверженность некоторых аудиофилов особо дорогим кабелям с золочеными или хотя бы посеребренными штекерами даже есть несколько анекдотов для узкого круга понимающей публики. Но шутки вот уже четвертый год неумолимо теряют актуальность, поскольку аудиофилы отказываются от кабелей. Например, один из самых востребованных Hi-End-брендов, датский Dynaudio, к настоящему моменту успел выпустить уже два поколения беспроводных колонок модели Xeo. На рынке появляются потоковые музыкальные проигрыватели с поддержкой высокого битрейта, и вообще все идет к тому, что классическая аудиосистема, состоящая из нескольких аппаратов, с обязательным ЦАПом (цифро-аналоговым преобразователем) в тракте сменится на устройства «все-в-одном».
Беспроводная революция неожиданно сработала в пользу российских фирм, торгующих Hi-End и испытывающих в связи с экономическим кризисом понятные трудности. Скажем, московская компания Alef Hi-Fi, официальный дистрибутор крупнейших брендов премиум-аудио, в том числе упомянутых Naim Audio и Dynaudio, сообщила, что беспроводные аудиорешения составили почти 30% ее прошлогодних продаж, при том что в каталоге Alef только четыре подобные модели. Остальное — старые добрые проводные системы, на которые компания потихоньку объявляет значительные скидки.
Нет никакого сомнения, что чем дальше, тем больше звуковых устройств будут лишаться проводов, по крайней мере аудиокабелей. На очереди, кроме прочего, системы «мультирум». К примеру, Sony предложила свою версию этой технологии под названием SongPal Link: музыку с одного источника можно крутить на нескольких аудиоустройствах в разных комнатах дома, подключаться к сервисам Deezer и Tune-In и транслировать аудио через Google Cast. И вообще, как приговаривают специалисты, сегодня уже не осталось аудиоустройств, которые при необходимости нельзя было бы сделать беспроводными.