Автор: Нил Босуорт, руководитель подразделения Gemalto M2M в Великобритании.
Конец декабря 2016 года можно считать поворотным моментом для всего интернета вещей. Хотя многочисленные подключенные устройства — разнообразные умные часы, термостаты, системы домашней безопасности — уже давно привлекают внимание почитателей новых технологий и энтузиастов, взрывной рост популярности Amazon Echo, который мы наблюдаем в последние несколько месяцев, свидетельствует о том, что интернет вещей становится действительно массовым явлением. Но если потребители по всему миру управляют своим домом, отдавая простые голосовые команды цифровому ассистенту Alexa, то внедрение IoT в корпоративном окружении подразумевает несколько иные механизмы управления и в целом носит совсем иной характер.
Небольшие эксперименты и опытные проекты в сфере IoT уже становятся обыденным явлением, но чтобы проект был действительно стоящим, необходимо, чтобы он мог быстро развиваться и масштабироваться. И хотя вычислительные и коммуникационные технологии уже достигли нужного уровня развития, многим организациям по-прежнему необходима помощь с реализацией тех возможностей, которые несут с собой подобные технологии.
C чего начать
Новый мир коммуникационных технологий открывает перед нами почти безграничные возможности, что уже само по себе представляет собой весьма непростую перспективу. Масштабные проекты, подразумевающие подключение десятков тысяч конечных точек, вне всяких сомнений, представляют собой сложную задачу, которая может потребовать узкоспециализированных решений для работы с IoT-устройствами и датчиками. Однако это требуется далеко не всегда, и существует целый ряд отраслей и секторов, где в ближайшей перспективе могут процветать и относительно небольшие IoT-проекты — в частности, речь идет о проектах регламентного и профилактического обслуживания, удаленного мониторинга, об отрасли домоуправления, сельском хозяйстве и о проектах управления автопарком.
Поддержка сетевых функций в устройствах, используемых в этих сферах, может привести к значительному повышению продуктивности. В случае регламентного и профилактического обслуживания и удаленного мониторинга датчики могут использоваться для оценки производительности оборудования в режиме реального времени и отправлять уведомления и диагностическую информацию сразу же при выявлении неисправности. Это может оказаться намного более оперативным и менее затратным способом выявления неисправностей, чем привлечение к этому сотрудников, которые, порой, не имеют достаточной квалификации или навыков для выявления и разрешения проблем.
Передовые практики для ускорения внедрения IoT-проектов
После того как были определены наиболее подходящие направления для краткосрочных IoT-проектов, существует ряд факторов, которые необходимо принимать во внимание — это позволит ускорить реализацию проектов.
Во-первых, прежде чем приступать к самостоятельной разработке узкоспециализированных устройств, организациям следует изучить готовые IoT-терминалы с уже реализованными общими функциями. В некоторых случаях самостоятельная разработка устройства может потребовать целые месяцы или даже годы кропотливой работы.
Во-вторых, организациям следует оценить уровень своей готовности к внедрению IoT и предпринять необходимые шаги для повышения этого уровня. Это означает, что им необходимо предоставить экономическое обоснование для тех подразделений, которые пока не в состоянии оценить или получить наглядное представление о пользе инвестиций в IoT. Кроме того, это означает необходимость оценки собственных кадровых ресурсов и работу в рамках доступных ресурсов. Например, если в компании не хватает специалистов по сетевым технологиям, то привлечение команды для разработки специализированного решения может оказаться намного более сложным, чем просто выбор надежного партнера, который мог бы помочь справиться с проблемой. Если речь идет о проектах технического обслуживания, может также потребоваться провести переквалификацию сервисных инженеров, поскольку удаленное устранение неполадок, выявленных IoT-решениями, может заметно отличаться от всей предыдущей диагностической работы.
С точки зрения технологий организациям, кроме всего прочего, следовало бы иметь представление о мире IoT в целом и, в частности, о том, что сетевые стандарты в различных странах могут отличаться. Кроме того, им следует на максимально ранних сроках задуматься о типах собираемых данных и о необходимых методах для их передачи — в том числе о том, как часто необходимо передавать эти данные, и о том, кто именно будет иметь доступ к ним, а также о формате этих данных (будут ли они передаваться в сыром виде, в виде текста, звука, изображения или как-то иначе). Еще один немаловажный фактор — это то, где именно будут обрабатываться данные. Это может быть и само IoT-устройство, и облачная платформа, и специализированное приложение для управления IoT-устройствами. Некоторые готовые IoT-терминалы включают возможности для трансформации данных, что может заметно упростить процедуру агрегации и дальнейший анализ данных.
Наконец, нельзя забывать и о безопасности инфраструктуры сбора данных. В случае компрометации конечной точки самое меньшее, что может произойти — это ложное срабатывание системы и вызов службы поддержки к полностью исправному механизму, что может привести к дополнительным расходам и снижения уровня доверия как к конкретной системе, так и ко всей идее интернета вещей.
Подключенное будущее
Добавление сетевых возможностей к нынешним офлайн-механизмам является частью современного бизнеса — идет ли речь о торговых автоматах, лифтах или чем-либо еще, преимущества интернета вещей можно реализовать в масштабах всей компании. И если предпринимать правильные шаги, достичь успеха можно намного быстрее, чем кажется на первый взгляд. Очевидно, входной порог быстро снижается, и это позволяет осуществить настоящую революцию в таких задачах, как регламентное обслуживание, а также заметно повысить эффективность этих процессов. Но чтобы воспользоваться этими преимуществами, организациям необходимо сосредоточиться на тех проектах, которые реализуемы в краткосрочной перспективе — это поможет им лучше понять все нюансы развития IoT-инициатив — от создания прототипа до его промышленной реализации, а также способы ускорить этот процесс. И если этого смогут добиться больше организаций, то, возможно, 2017 год станет переломным моментом, когда IoT-технологии действительно смогут стать чем-то стоящим в корпоративном окружении.