«К сожалению, импортозамещение софта при госзакупках еще не стало повседневной реальностью»

Андрей Свириденко, компания SPIRITИнтервью с Андреем Свириденко, предправления компании SPIRIT.

— Как, на ваш взгляд, поменялся ИТ-рынок в целом в условиях экономической нестабильности, и как это отразилось на вашей работе?

— Текущая экономическая ситуация заставила российские компании сокращать расходы. Рост курса доллара и, как следствие, стоимости владения импортными решениями потенциально повышает интерес к отечественным продуктам. Если раньше крупные заказчики приобретали дорогие программные продукты раскрученных зарубежных брендов, не вникая при этом в функционал, пренебрегая проверками соотношения цены и реальной ценности, то сейчас они все чаще рассматривают продукты российских разработчиков, многие из которых не уступают зарубежным аналогам, при этом являясь экономически более выгодными. Мы надеемся, что курс на импортозамещение, проводимый государством, благоприятно скажется на нашем бизнесе. SPIRIT — 100% российская компания, мы экспортер уже более 20 лет в 100 стран мира, наши программные продукты полностью отечественные, но пока за рубежом продаж существенно больше, чем на родине. VideoMost — наш программный продукт для проведения многоточечных видеоконференций, предназначенный для корпоративных клиентов и государственных учреждений, поддерживает все современные мировые индустриальные стандарты и открытые протоколы, отвечает самым высоким требованиям по качеству аудио и видео, масштабируемости серверов, надежности, безопасности и функциональности и успешно конкурирует по качеству с продуктами крупнейших западных игроков. В России VideoMost используют сотни государственных и крупных коммерческих компаний. Курс на импортозамещение позволяет нам в перспективе планировать увеличение доли выручки от продаж на российском рынке, которая пока очень мала. Но на сегодняшний день, к сожалению, импортозамещение софта при госзакупках еще не стало повседневной реальностью.

— Какой сегмент рынка, по вашему мнению, наиболее активен на данный момент?

— Переход на мобильные технологии и в облака интересует все больше коммерческих предприятий. Эффективность и экономичность использования облачных технологий в бизнес-процессах очевидна даже для скептиков, таких, как организации банковского сектора, например.С помощью облачных технологий появилась возможность создавать новые услуги и быстро реагировать на требования заказчиков — в зависимости от профиля и задач организации могут использовать либо публичные, либо частные корпоративные облачные решения. Если говорить о бизнес-коммуникациях и, в частности, о видеоконференциях, то мобильные и облачные решения становятся интересными в корпоративном сегменте, т.к. делают доступной высококачественную видеосвязь на каждом рабочем месте, с любого устройства и не требуют специальной аппаратуры и выделенных сетей, а работают поверх публичного интернета (с шифрованием данных), включая LTE и WiFi сети.

— Как ваша компания отреагировала на идею импортозамещения? Удается ли воплощать ее в жизнь и как?

— Хочется надеяться, что импортозамещение в сфере ПО не останется на уровне идеи, а получит реальную государственную поддержку, т.е. оплаченный государственный спрос на отечественные программные продукты. Выходя на российский корпоративный и государственный рынок несколько лет назад, мы столкнулись с высокой конкуренцией со стороны зарубежных компаний-монополистов. В области видеоконференций подавляющее большинство гостендеров объемом более 1 млн долл. в последние несколько лет выигрывали только такие компании, как Microsoft, Cisco, Polycom, Avaya, Huawei или системные интеграторы, которые представляли их интересы, а не отечественные поставщики передовых программных ВКС-продуктов. Особенно ярко эта тенденция прослеживалась среди государственных заказчиков, которые закупали иностранные бренды по принципу «чем дороже — тем лучше». Настало время менять сознание заказчиков и методы оценки и делать выбор по критерию «цена/качество», чтобы было больше рынка и меньше монополизма. Тем более в текущих реалиях государство должно принимать дополнительные меры для информационной безопасности и технологической независимости.

Чтобы проект по импортозамещению состоялся, государству необходимо разработать долгосрочную стратегию по развитию информационных технологий, предусматривающую прозрачные меры по созданию базовой инфраструктуры ИКТ и заставлять госзаказчиков вырабатывать привычку покупать отечественный софт, как это уже реально работает в разных странах от США до Китая.

— Отразились ли на деятельности вашей компании взаимные санкции России и Запада? Какие задачи остаются нерешенными из-за них или, может быть, удается чего-то добиваться вопреки трудностям?

— Компания SPIRIT продолжает вести работу с клиентами в США, Японии, Корее и других развитых странах. В США российскому софтверному вендору всегда было трудно продавать, сейчас стало больше юридических вопросов, связанных с увеличением геополитических рисков по мнению клиентов. В Китае стало еще больше кругов по запросам ценовых скидок от нас, поскольку китайцы справедливо думают, что мы стали более зависимы от них. Но в целом, если вы предлагаете качественный и функциональный продукт, соответствующий наивысшим индустриальным стандартам, как наш VideoMost, то рыночные факторы (соотношение цена/качество при активных продажах и поддержке) на мировых рынках превалируют. Кроме того, из-за курса рубля в России существенно снизились издержки, включая зарплату программистов, что, несомненно, помогает бизнесу экспортера софта. Далее, перспективны такие рынки развивающихся, как Китай, Индия, Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Саудовская Аравия, Иран и др. стран, которые в целом хорошо относятся к России и не участвуют в санкциях.

— Как в связи со сложившейся ситуацией в экономике изменились потребности клиентов компании?

— На волне импортозамещения российские клиенты стали реально рассматривать отечественные продукты и, соответственно, стали гораздо более требовательны к их качеству и функционалу в ТЗ конкурсах, стали реально сравнивать с мировыми лидерами. Корпоративные клиенты VideoMost ценят удобство, надежность и экономичность программных видеоконференций, которые не требуют капитальных затрат, установки дорогостоящих терминалов на каждое рабочее место и использования выделенных каналов связи. VideoMost является адаптивной системой с технологиями, которые могут гарантировать каждому пользователю максимальное качество видео- и аудиокоммуникаций. При этом без риска потерять связь при изменении качества интернет-соединения. Сегодня с помощью этого продукта можно не только проводить большие интерактивные видеоконференции на 300 участников, но и использовать широкий арсенал дополнительных инструментов для совместной работы с документами, проведения опросов и голосований, демонстрации рабочего стола и др.

— Каковы планы вашей компании на ближайшую перспективу?

— На международном рынке мы активно продвигаем Video Most SDK. Это интегрированный набор технологий, с помощью которого клиенты могут быстро разрабатывать и выводить на рынок приложения и сервисы для видеокоммуникаций. Сегодня мы видим перспективы развития бизнеса с заказчиками из стран Азии и Ближнего Востока, работаем на рынках Японии, Кореи, Китая, Индии, Вьетнама и пытаемся развивать бизнес в Индонезии, Малайзии, Иране и других странах. В России мы развивает сотрудничество с нашими партнерами, операторами связи, включая «Ростелеком», «Транстелеком», «Эр-Телеком», «Воентелеком», «Казахтелеком» и МТС для продвижения облачных и мобильных ВКС-сервисов на базе VideoMost для корпоративных клиентов и госучреждений нашей страны.

Поделиться с друзьями
ASTERA