Основным драйвером увеличения спроса на магистральную емкость является развитие интернета. В основе этого в глобальном масштабе лежит не только взрывной рост цифрового контента, но и неравномерность его распределения в мире, а также повсеместный рост широкополосных сетей доступа и числа широкополосных устройств у потребителя.
Среднегодовые темпы роста спроса на международную емкость в основных подводных кабельных системах в мире сохраняются на высоком уровне, при этом в перспективе до 2020 года в сегменте транзита Европа-Азия они будут одними из самых высоких и составят свыше 35%. Таковы оценки международного агентства TeleGeography.
В настоящее время транзит телекоммуникационного трафика между Европой и Азией может осуществляться по трем маршрутам: через США, Индийский океан и по наземным маршрутам через Евразию. Основной причиной такого распределения трафика является наличие развитой транзитной инфраструктуры, географическая близость определенных стран к международным точкам обмена трафиком регионов и сравнительно невысокая стоимость транзита. Наземные маршруты проходят через Китай, Монголию, Россию, Казахстан, Украину, Белоруссию, Турцию и другие страны.
Согласно прогнозу Json & Partners Consulting, в период 2014-2018 гг. данный рынок увеличится почти в четыре раза и достигнет свыше 41 Тбит/с. При этом структура рынка в натуральных показателях по географическим направлениям претерпит определенные изменения — прогнозируется увеличение спроса на индийском направлении и снижение доли спроса из стран Ближнего Востока. В денежном выражении рынок транзитной емкости Европа-Азия вырастет и достигнет 863 млн долларов.
С целью выявления основных факторов, влияющих на выбор поставщика услуг транзита трафика, компания Json & Partners Consulting провела опрос ведущих международных операторов, предоставляющих услуги аренды международных каналов. Отметим, что, как правило, международные операторы также являются и потребителями данных услуг от других операторов, например, национальных или региональных операторов для удовлетворения нужд своих клиентов в отдельных странах, где у крупных игроков нет собственной сети.
Цена услуг традиционно стоит в приоритете у операторов, делающих оптовые закупки телекоммуникационной емкости с целью развития своей сети и удовлетворения нужд клиентов. Тем не менее опрос показал, что операторы стали больше уделять внимание качеству услуг и обеспечению их гарантий, по доле ответов «очень важно» качество даже опережает цену.
Все российские операторы наземного маршрута между Европой и Азией — «Ростелеком», «ТрансТелеКом» и «МегаФон» — важнейшим фактором премиальности своего маршрута называют кратчайшее расстояние и, соответственно, минимальную задержку сигнала (RTD). В последние годы влияние RTD возрастает. В связи с этим все российские операторы — участники транзита Европа-Азия включились в конкурентную гонку за достижение минимально возможного результата.