Интервью с Марком Беленьким, директором по продажам и развитию бизнеса ClickSoftware в России и СНГ.
— Как, по вашему мнению, ИТ-рынок отреагировал на экономические проблемы в 2014 году? Какой сегмент пострадал больше всего, а какой был в выигрыше?
— Не будем скрывать: ИТ-рынок в конце прошлого года застыл. Скачки курса не позволяли делать прогнозы. Закупленное сегодня оборудование или софт завтра могло стоить уже на порядок больше в пересчете на рубли. Разумеется, это не могло не повлечь за собой последствий по снижению активности. Вряд ли вообще кто-то мог быть в выигрыше от таких событий.
— Как ваша компания боролась с трудностями? На какие сферы вы обратили особое внимание?
— Мы сосредоточили усилия на продвижении своих решений в области ритейла, телекома и нефтегазовых компаний. Ритейлеры сейчас особенно активны в плане приобретения WFM- и CRM-систем, то есть всего, что позволяет сократить расходы и повысить эффективность работы персонала. Интересуются подобными решениями и компании, работающие в сфере ЖКХ. В этом плане кризис, как и в 2008 году, сам помогает нам. Во многих случаях, если у компаний резервируются деньги под закупку новых ИТ-решений, то это именно решения подобного класса, помогающие сэкономить и улучшить производительность труда.
— Положительно ли повлияла на ваше производство идея импортозамещения, озвученная в 2014 году и активно продвигаемая сегодня?
— Едва ли идея импортозамещения могла оказать на нас положительное воздействие, так как мы — зарубежный поставщик решений. Тем не менее пока мы не ощутили никаких изменений — все текущие контракты на рынке выигрываются на тендерной основе, где отдается приоритет большему функционалу за разумную цену. Мы готовы к любому развитию событий, но пока не видим реальных поводов для того, чтобы активизировать свою деятельность в этом направлении.
— Как санкции, введенные ЕС и США против России, отразились на деятельности вашей компании?
— Изначально мы — израильская компания, поэтому санкционный вопрос пока нас не касался. В этом плане мы надеемся сохранить тот дух взаимовыгодного сотрудничества, который существует между российским и израильским бизнесами. Этой же стратегии придерживаются и наши локальные партнеры.
— Претерпела ли изменения ваша стратегия развития в связи с ситуацией на рынке?
— Мы стали работать более точечно и ищем клиентов не везде, а там, где есть реальные проблемы, которые мы можем решить. Это требует более глубокого анализа рыночной ситуации и продуманного подхода к поиску клиентов и партнеров.
— Как, на ваш взгляд, изменится ИТ-индустрия в текущем году? Какие оптимистичные и негативные сценарии развития ситуации вы ожидаете? Каковы планы вашей компании на ближайшую перспективу? Решаетесь ли вы делать прогнозы на 2015 год?
— Все, как всегда, зависит от цен на нефть и геополитики — именно они будут определять экономическое здоровье страны, а, значит, и то, насколько уверенно будут чувствовать себя вендоры и их заказчики. Мы считаем, что даже плохая стабильность лучше хорошей неопределенности, и в данный момент придерживаемся умеренно оптимистических настроений. Видны положительные подвижки — ИТ-рынок демонстрирует некоторое оживление, последовавшее после затишья первого квартала. В нашем сегменте WFM-систем мы видим повышенную активность местных конкурентов, а это значит, что на подобные решения есть неплохой спрос. Вместе с тем, вряд ли кто-то сможет дать достоверные долгосрочные прогнозы.