Интервью с Дмитрием Чариковым, главой представительства Plantronics в России и СНГ.
— Есть ли, на ваш взгляд, принципиальная разница между ситуацией на российском ИТ-рынке в 2015 и в 2016 году? Какие сегменты продемонстрировали рост, какие продолжили падение?
— Принципиальной разницы, на мой взгляд, нет, но есть некоторые особенности. Если в 2015 году на рынке информационных технологий было полное затишье, то это было во многом связано с тем, что номинированные в иностранной валюте товары были крайне дороги, так как локальные бюджеты были номинированы в рублях. И не все из покупателей были готовы либо пересматривать бюджеты, либо выбирать продукты, которые подходили бы не только с точки зрения качества либо функциональности, но и с точки зрения доступности. В 2016 году, во-первых, выправилась ситуация, незначительно, но тем не менее, с соотношением курсов валют, во-вторых, появились продукты, которые раньше на российском рынке если и были, то в значительно меньшем количестве — они ориентированы на ту экономическую ситуацию, которая продолжает доминировать и сегодня, в 2017 году.
Что касается роста и падений, то касательно всего ИТ-рынка я не могу сказать, только по тому сегменту, в котором работаем мы — это аудиоустройства, в основном гарнитуры, для бизнеса и повседневной жизни. Я бы не называл это падением, скорее, произошла определенная стабилизация. Да, мы не можем вернуться к тем цифрам, которые были в 2012/13 годах, даже в 2014 году, но той драмы, о которой все говорят, я не замечаю, и, наверное, это связано с тем, что ИТ-индустрия — это передовая технического прогресса, поэтому в нее продолжают инвестировать несмотря ни на что. Нельзя не инвестировать, иначе не будет бизнеса.
— Изменилось ли положение вашей компании на рынке за прошедший год?
— Нет. В определенном сегменте мы продолжаем оставаться лидерами рынка. Произошла некая диверсификация в пользу более бюджетных продуктов, однако наша позиция никаким образом не изменилась.
— Испытывали ли вы какие-то трудности при ведении бизнеса в прошлом году? Каким образом вы их преодолевали?
— Нам повезло, что компания Plantronics не попала под санкции. Но мы испытываем трудности в основном тогда, когда клиент говорит, что ему очень нравятся наши устройства, но он не может себе их позволить из-за ограничений бюджета. Это, безусловно, трудности. Как их преодолевать? Поиском компромисса.
Нельзя отрицать того, что мы замечаем в некоторых сферах, некоторых сегментах рынка небольшой спад спроса. Предотвратить это маловозможно на данный момент. Однако есть сферы бизнеса, которые, наоборот, увеличивают закупки оборудования Plantronics. Если, например, сотовые операторы стали меньше покупать, потому что клиентская база не растет, то коллекторские службы увеличили спрос, потому что, по понятным причинам, возрастает число просрочек по платежам.
— Как изменились ваши отношения с партнерами в 2016 году?
— У компании Plantronics очень хорошие отношения с партнерами, они не меняются из года в год. Как могут измениться стабильные, долгосрочные взаимовыгодные отношения? Да, мы сплотились еще больше из-за сложностей, которые возникли. Мы ищем пути решения тех вызовов, которые рынок периодически подбрасывает. Мы работаем на общий результат, поэтому гибкость наша и партнеров — вот основная формула обоюдного успеха.
— Какое влияние на деятельность вашей компании оказала политика импортозамещения?
— Мне очень хочется сказать "никакого" и, похоже, что это действительно именно так, потому что альтернативного нашему российского продукта нет. Именно поэтому мы не почувствовали негативного влияния сложившейся ситуации. Нас эта ситуация не коснулась, но это не значит, что мы этому очень рады. Будет очень здорово, если в нашей стране появятся устройства, которые будут соответствовать уровню мировых стандартов.
— Как будет развиваться бизнес вашей компании в наступившем году?
— Оптимистично хотелось бы сказать, что бизнес будет расти. При той экономической ситуации, которую мы видим, при том заделе, который мы смогли создать с партнерами в 2016 году, мы рассчитываем на успешный 2017 год, и он должен быть лучше 2016-го по всем показателям.
— Что, на ваш взгляд, ожидает российский ИТ-рынок в 2017 году?
— Если экономика будет постепенно выходить из состояния, в котором она находится сейчас, то она потянет за собой все остальные сферы, и, в первую очередь, конечно, ИТ. Очень бы хотелось, чтобы именно так и произошло.