Новая схема
В ходе презентации новинок — iPhone 6S и 6S Plus и большого iPad Pro — Apple представила и новую бизнес-модель: своим поклонникам компания предложила оформить ежемесячную «подписку» на устройства, которая позволит сразу же получить новый телефон и в дальнейшем менять его раз в год после релиза новой версии.
Новое предложение Apple получило название iPhone Upgrade Program. В рамках этой программы покупатель должен заключить двухлетний контракт с Apple и кредитное соглашение с Citizens Bank N.A. Взамен он, по сути, получает iPhone 6S или 6S Plus в рассрочку — ежемесячный платеж составит от $32,41 до $44,91 в зависимости от размера памяти и модели.
Таким образом, стоимость, например, iPhone 6S составит $778, $878 и $978 за устройства с 16 Гб, 64 Гб и 128 Гб соответственно. На первый взгляд, это существенно дороже, чем при обычной продаже телефона: если заключать двухгодичный контракт с оператором связи, то цена составит $199, $299 и $399, объявила Apple во время презентации.
Распространенная в США и Европе модель субсидирования со стороны операторов предполагает, что пользователь покупает телефон по сниженной цене, при этом он вынужден платить в месяц за услуги связи в среднем на $25 больше (за два года — $600).
По программе iPhone Upgrade Program пользователь не связан необходимостью пользоваться своим телефоном в течение двух лет или оставаться «в плену» у оператора: уже через год он может получить новую модель, вернув производителю старую.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин отмечает, что Apple таким образом борется с тенденцией, в рамках которой операторы во всем мире прекращают субсидировать продажи iPhone. Например, T-Mobile отказался от субсидирования устройств Apple еще в 2013 году, а крупнейший оператор в США Verizon объявил об этом в августе 2015-го. В итоге у Verizon «старый» iPhone 6 будет стоить $650. «Таким образом, мобильные устройства Apple становятся дороже для покупателей и им сложнее конкурировать с другими телефонами в среднем ценовом сегменте», — говорит Муртазин.
Трейд-ин для смартфона
Пока Apple удается бороться с конкурентами: по данным аналитической компании Gartner, во втором квартале 2015 года доля компании на мировом рынке смартфонов выросла по сравнению с аналогичным периодом 2014-го: с 12,2% до 14,6%, тогда как лидер отрасли — Samsung, — напротив, сократил долю с 26,2% до 21,9%. Аналитики Gartner отмечали, что успех во многом связан с решением выпустить смартфоны с более крупным экраном — 4,7 дюйма у iPhone 6 и 5,5 дюйма у iPhone 6 Plus, что вряд ли понравилось бы основателю Apple Стиву Джобсу.
По итогам третьего квартала 2015 финансового года (закончился 15 июня) Apple сообщила о прибыли в $10,7 млрд и выручке в $49,6 млрд — выше прогнозов аналитиков. Компания объявила о 47,5 млн проданных iPhone, что на 35% больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Издание The Verge отмечает, что предложенная Apple программа — это, по сути, 24-месячная рассрочка, которую в настоящий момент предлагают все ведущие операторы мобильной связи в США. Но у них программа более дешевая, чем у Apple, — у Verizon ежемесячный платеж за iPhone 6S с 16 Гб по подобной схеме составляет $27,09, у T-Mobile — $27, но она не включает страховку. Правда, в программу Apple уже входит страховая программа AppleCare+, которая продлевает гарантию на устройство на год, а также дает возможность дважды заменить устройство, в случае если оно подверглось механическому повреждению.
«Подписка» Apple аналогична трейд-ин на автомобильном рынке: пользователь сдает старую модель в обмен на новый автомобиль (или новую версию мобильного устройства, как в случае с Apple), для Америки это отработанная схема, говорит Муртазин. По его мнению, новация Apple может прижиться во всем мире, тем более что в России вторая часть этой схемы — продажа восстановленных телефонов — уже работает. После трейд-ин производитель меняет корпус, аккумулятор, физический номер и продает телефон, обозначая его как «восстановленный», но уже значительно дешевле нового аппарата. Так, стоимость восстановленного iPhone 5S с памятью 16 Гб в онлайн-магазине «М.Видео» составляет 25 900 руб., а новая модель — 35 990 руб. Таким образом, программа трейд-ин позволит Apple продавать телефоны повторно, что само по себе станет неплохим бизнесом для компании, считает Муртазин.
Apple позволяет пользователю ежегодно обновлять смартфон при выходе новой модели, правда, при этом двухгодичный контракт с компанией перезапускается, и пользователь, по сути, начинает платить заново. Если цель — сэкономить, программа iPhone Upgrade Program, вероятно, не лучший способ приобрести смартфон дешевле, говорит основатель и гендиректор онлайн-платформы автоматизации Pyrus Максим Нальский. Однако людей, готовых переплатить, чтобы всегда иметь последнюю модель, много, и это определенный сегмент рынка, считает он. При этом в США людям свойственно сравнивать ежемесячный платеж, например, при выборе дома или машины, поскольку большинство товаров покупаются в кредит, и итоговая сумма потребителя волнует в меньшей степени.
Пока услуга доступна только в США, чтобы «подписаться» на iPhone, у покупателя должна быть американская кредитная карта. Заключить контракт можно будет с 12 сентября, когда начинается предзаказ на новые модели iPhone 6S и iPhone 6S Plus.
Прошедшая накануне презентация новинок не впечатлила инвесторов Apple — бумаги компании упали 9 сентября на 1,9%, а вся Apple таким образом за вчерашнюю торговую сессию подешевела почти на $4 млрд. Однако сегодня на открытии торгов котировки Apple растут. Капитализация Apple на Nasdaq 10 сентября на 21:20 мск выросла на 2,4% к цене закрытия 9 сентября, до $641,1 млрд.