Leta Capital стал лид-инвестором раунда на $5,2 млн в Qmarkets, сообщили «Ъ» в фонде и подтвердил представитель компании Гай Коэн. Кроме Leta в сделке приняли участие израильский фонд 100 Club и департамент экономического и общественного развития Коннектикута. Размер вклада Leta не раскрывается. Qmarkets использует финансирование на расширение линейки продуктов и дальнейшую экспансию на американский рынок. У проекта уже есть офисы в США, Европе и Австралии, центр исследований и разработки находится в Израиле.
Ключевой продукт Qmarkets — платформа Idea & Innovation Management. «Клиенты компании, международные корпорации, используют ПО Qmarkets для масштабных мозговых штурмов с большой аудиторией — это могут быть как собственные сотрудники, так и клиенты или потребители извне»,- объясняет господин Коэн. По его словам, аудитория может генерировать идеи и голосовать за них, а платформа предоставляет возможность управлять этим процессом. Таким образом корпорации могут, например, совершенствовать производство.
Qmarkets также предлагает краудсорсинговые платформы, видеосеминары об инновациях, сервис для прогнозирования рынков. Среди клиентов компании — Swiss Railways, UBS, Nestle, RTE Corporation, Amadeus France, Ford Corporation, Boston Scientific и RCI Banque. Проект зарабатывает на ежегодной подписке на продукты — в среднем она стоит $44 тыс. Финансовые показатели в Qmarkets не раскрывают, но, по собственным данным, 2016 год был для компании «рекордным» с точки зрения объема продаж, роста доходов и количества новых клиентов. Так, выручка компании выросла на 50%, число клиентов — на 27%, а продажи на рынке США удвоились.
Leta Capital — корпоративный венчурный фонд российского IT-холдинга Leta Group, инвестирующий в стартапы от $400 тыс. до $2 млн. В портфеле фонда — разработчик технологии онлайн-виртуализации приложений rollApp, разработчик систем для управления сетями передачи данных Brain4Net, проект по анализу больших данных в финансовой сфере Double Data и др.
Рынок менеджмента корпоративных инноваций в 2017 году составит $421,6 млн, а к 2022 году увеличится до $1,519 млрд (среднегодовой темп роста — 29,2%), оценивает Markets and Markets. «По венчурным меркам это немного, даже обещанные $1,5 млрд не внушают оптимизма, учитывая целый ряд похожих продуктов. Например, у BrightIdea список клиентов кажется довольно внушительным,- отмечает инвестиционный аналитик Maxfield Capital Борис Малеев. — Основная сложность — как доказать ценность при продаже и объяснить корпорации, в чем важность введения «коллективного интеллекта», и как измерить ее в деньгах». При этом проблема эффективности корпоративных коммуникаций и idea management реальна, считает инвестдиректор Runa Capital Дмитрий Гальперин. «Чем больше компания, тем проблема острее. С одной стороны, надо как-то вовлечь сотрудников, с другой — отфильтровать важные идеи от шума»,- поясняет он.
По мнению господина Малеева, раунд в $5 млн означает, что компанию могли оценить в диапазоне $15–20 млн, при этом ее годовая выручка «должна быть семизначной». «Если в США продукт будет внедрен в госучреждения, это может стать хорошим вектором развития проекта»,- отмечает он. Акцент на госсектор может оказаться удачным, согласен основатель AltaIR Capital Игорь Рябенький. Здесь, поясняет он, как правило, максимум бюджета при минимуме собственной экспертизы. Угрозой при этом может стать «дальнейшее фрагментирование софтверных решений».