Основатель и президент Facebook Марк Цукерберг заявил, что в начале 2016 года в глобальной социальной сети появится платформа виртуальной реальности с видео и играми. В перспективе будет создано приложение для общения пользователей в 3D. Это произойдет, когда соответствующие технологии по восприятию нового типа трехмерного видео выйдут на массовый рынок.
Решение о создании социальной 3D-платформы было принято, когда Facebook заметил тенденцию смещения интереса от передачи текстов в сторону общения в социальных сетях с помощью фотографий и видео. Новую платформу Facebook будет развивать совместно с создателем виртуального шлема — компанией Oculus VR, которую Facebook приобрел летом 2014 года. В июле 2015 года был сделан еще один шаг к будущей виртуальной реальности — объединенная компания Facebook и Oculus приобрели Pebbles, израильского разработчика по управлению жестами.
В настоящий момент кроме Oculus VR разработки по созданию виртуальных очков ведут такие гиганты, как Samsung, Sony, Valve, Apple. В 2013 году вышел на рынок виртуальный шлем, созданный компанией Fibrum, которую основал россиянин Илья Флакс. К этому шлему можно крепить мобильный телефон, получая с него виртуальную трехмерную картинку.
Кроме сферы развлечений 3D-платформы используют для бизнес-задач, и инвесторы охотятся за следующим поколением 3D-компаний. Раньше профессиональные 3D-программы использовали специалисты в архитектуре, медицине, строительстве. Теперь 3D-инструменты становятся клиентскими сервисами и востребованы также в сфере потребительских услуг — моде, еде, торговле. Так, в июле 2015 года одна из крупнейших online-площадок розничной торговли японская Rakuten приобрела виртуальную примерочную, разработанную эстонским стартапом fits.me.
Новые технологии предопределяют развитие визуальных стандартов в интернете и мобильных телефонах. 3D-дизайн активно адаптируется и усовершенствуется для использования в мобильных приложениях и сайтах. «В мобильных приложениях 3D-дизайн используется для игр, навигационных карт, но не для бизнес-приложений с утилитарными функциями»,- сообщил «Ъ» Павел Горшков, дизайн-директор RedMadRobot.
Минималистичный плоский дизайн, который последние несколько лет Microsoft и Apple используют в оформлении интерфейсов, изменяется в сторону объемного изображения в разработках корпорации Google. Компания создала новый плоский стандарт в дизайне интернет-пространства — Material Design. Руководитель отдела бизнес-развития Mail.ru Group Олег Данилов во время хакатона Patriki Daily назвал это явление «эрой Material Design» в Android: «Они любят плоский интерфейс, и у него есть определенные каноны». Контрастные, нереалистичные объекты в Material Design отбрасывают тени при перемещении и имеют ширину в один пиксель. C лета 2014 года компания стала внедрять его во всех своих продуктах. Приложения с Material Design выходят на первые позиции при поиске в магазине приложений Google Play. Google параллельно развивает также 3D-дизайн. Макеты визуальных стандартов будущего Google представляет на ресурсе Chrome Experiments.
«Мы постепенно движемся от плоского дизайна в будущее виртуальной реальности. Пересмотр визуальных стандартов, которые позволят перейти от двухмерного пространства к технологиям получения объемного изображения, требует смелых шагов»,- говорит Артем Федяев, один из основателей компании myWebRoom — сервиса по поиску и организации интернет-контента. Платформа myWebRoom устроена таким образом, что позволяет пользователям отбирать в закладки любую информацию в интернете, смотреть видео, делать покупки, и все эти функции представлены в виде комнаты, которая становится индивидуальным визуальным профилем. За предметами внутри комнаты закреплены папки-закладки. Внутри папок — статьи, видео, изображения распределяются по визуальным блокам, к которым пользователи могут добавлять личные заметки или делиться ими в социальных сетях. Этот проект представляет собой макет того, чем может стать пользовательский интернет в будущем — персонализированным 3D-пространством.
«Мода на плоский дизайн, которая возникла два года назад, уже надоела дизайнерам. Однако альтернативные варианты пока мало внедряются, нельзя говорить о новой тенденции»,- говорит Артур Арсенов, основатель и арт-директор looi.ru. По его мнению, переход к 3D-дизайну будет возможен только, когда виртуальные шлемы, перчатки и другие новейшие технологии окажутся в каждом доме и прочно окрепнут в индустрии развлечений: «3D-дизайн сегодня практически не применяется в продуктах для повседневного пользования, разве что в личных помощниках. 3D-дизайн — это все же явление завтрашнего дня».