Индекс потребительских настроений вырос до 102 пунктов

По данным исследования GfK, во втором квартале 2017 года индекс потребительских настроений вырос до 102 пунктов, что на два пункта выше индекса, зафиксированного в 1 квартале 2017 года.

Во 2 квартале 2017 года в шести из девяти Федеральных округов России настроения потребителей  уже в позитивной зоне. В числе таких регионов —  Центральный, Южный, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Москва. В негативной зоне остаются Дальний Восток, Северо-Западный регион и Поволжье. 

Уверенный рост индекса потребительских настроений продолжился в Центральном, Южном регионе и на Северном Кавказе. А вот в Поволжье, Северо-Западном регионе и на Дальнем Востоке восстановление потребительских настроений пока застопорилось.

Москва по-прежнему отличается высокой волатильностью индекса. Во 2 квартале 2017 года индекс по Москве хотя и остался в зоне позитивных настроений, все же снизился на 3 пункта (со 107 пунктов в 1 кв. до 104 в 2  кв.). Такие флуктуации могут быть связаны с тем, что рыночная и информационная среда в Москве более динамична, что влияет на настрой москвичей.

«Индекс потребительских настроений отражает оценку потребителями текущей ситуации в экономике страны, своего финансового состояния и ожиданий на будущее. Исследования GfK показывают, что изменения Индекса являются предвестником изменений спроса  в перспективе 3-6 месяцев — в зависимости от категории товаров», – говорит Александр Демидов, генеральный директор — CEO компании GfK Rus.

Закономерностью оценки индекса по возрастам является тот факт, что чем старше человек, тем ниже индекс. В группе от 16 до 19 лет наиболее высокий уровень индекса может быть обусловлен тем, что молодежь обычно получает желаемое, не прилагая к этому особых усилий, так как обеспечивается в основном родителями. В группе 65 лет и старше стабильно низкий уровень индекса, что обусловлено невысокими пенсиями и отсутствием серьезных ожиданий по улучшению материального положения.

Острее всего на кризис реагировали возрастные сегменты, которые соответствуют наиболее экономически-активной группе населения. Во втором квартале 2017 года потребительские настроения восстановились во всех возрастных группах, кроме старшей (50+).

Интересно, что чем больше семья, тем уровень индекса выше: это может быть обусловлено большей уверенностью людей, живущих в семьях, когда можно рассчитывать на поддержку родных. В таких семьях, как правило, большее количество людей имеет доход (зарплаты, пенсии, пособия и др.). Сложнее всего приходится домохозяйствам, состоящим из одного человека.

Если говорить о социальных классах, то, как показали исследования GfK, в стабильные годы лучше всего себя чувствуют классы А, В (Высший и Выше среднего — люди с хорошим образованием и хорошей работой). Кризис, начавшийся в 2014 году, существенным образом ударил по настроениям именно высшего и среднего класса, хотя впоследствии именно эти классы демонстрируют быструю адаптацию и приспособление к новым экономическим условиям. По состоянию на 2 квартал 2017 года потребительские настроения восстановились во всех экономических группах, кроме низких классов DE (низкий уровень образования и неквалифицированная работа).

Поделиться с друзьями
ASTERA