Импорт может стать дешевле

В мае японские экономисты Йота Исикава, Ходака Морита и Хироси Мукуноки опубликовали статью о параллельно импортированных товарах и их послепродажном обслуживании (параллельный импорт в Японии разрешен). Она написана в рамках исследовательского проекта торговой и производственной политики в глобальной экономике, организованного RIETI (работает с 2001 года).

Параллельный, или серый, импорт — товар, официально произведенный в одной стране и ввезенный в другую компанией, не получившей на это разрешения правообладателя. Единой политики в отношении параллельного импорта нет — например, соглашение ТРИПС, действующее в рамках ВТО, оставляет этот вопрос на усмотрение стран-участниц. Параллельный импорт разрешен внутри стран-участниц Евросоюза по отношению к товарам, выпускаемым в этих странах. В России на национальном уровне его запрещает статья 1487 Гражданского кодекса, устанавливающая национальный принцип исчерпания товарного знака. В союзном договоре Евразийской экономической комиссии (кроме России туда входят Армения, Белоруссия и Казахстан) запрет на параллельный импорт закреплен. Правда, де-факто найти серый товар не проблема — правообладатели борются с этим. По оценке пресс-секретаря Суда по интеллектуальным правам Егора Шипицына, доля споров по параллельному импорту среди всех дел в производстве суда занимает 6–8%.


Как отмечают в своей статье экономисты, в странах, разрешивших параллельный импорт, производители могут как обслуживать в сервисных центрах серые товары наряду с официально ввезенными, так и устраивать «сервисную дискриминацию»: не принимать параллельно импортированные товары по гарантии в официальных сервис-центрах или задирать цену на их ремонт. Так ведут себя японский Nikon в США и американский Samsonite в Японии, говорится в статье.


Ученые указывают как на общеизвестный факт, что параллельный импорт поощряет сравнение цен в разных странах и подталкивает к международной интеграции рынков. Введение параллельного импорта идет на пользу потребителям в стране, куда товар импортируют, так как снижает цены, продолжают они, и может повредить потребителям в стране-изготовителе: цена там становится выше.

Свобода торговли снижает стоимость самого товара и его ввоза, а следовательно, уменьшает доходы фирм-производителей. Это может подтолкнуть последних к тому, чтобы меньше заботиться о сроке службы товара и его качестве, пишут исследователи. Но будет ли параллельный импорт влиять на снижение качества товара, зависит от того, возможна ли сервисная дискриминация, говорится в статье.


Исследовали RIETI смоделировали, рассчитав спрос и равновесную цену на товар, ситуации для двух стран с тремя степенями интеграции: если их рынки полностью закрыты друг для друга, полностью либо частично открыты. А также рассмотрели случаи, когда параллельный импорт запрещен и разрешен, а производители могут применять сервисную дискриминацию или отказаться от нее.


Они пришли к выводам: если серый товар не принимают к ремонту у дилера (то есть существует сервисная дискриминация), параллельный импорт снижает общий срок службы товара. Если нет сервисной дискриминации, параллельный импорт не влияет на срок службы товара. Еще один вывод ученых: срок службы товара не уменьшается (его невыгодно уменьшать), либо если параллельный импорт запрещен, либо если любой товар производителя принимается к ремонту в сервисных центрах («сервисной дискриминации» не существует).


Проблему сервиса параллельно импортированных товаров пока не обсуждали участники правительственных совещаний, рассказал «Ъ» один из них, депутат Государственной думы Вячеслав Лысаков. Но проблемы он не видит: по его словам, параллельные импортеры зачастую предоставляют сервис не хуже оригинального. А омбудсмен по интеллектуальной собственности при президенте РФ Анатолий Семенов указывает, что вопрос сервиса не имеет отношения к параллельному импорту — эти отношения регулирует закон о защите прав потребителей.

Поделиться с друзьями
ASTERA