Как стало известно «Ъ», в апреле 2015 года Минэкономики планирует объявить отбор операторов электронных торгов для размещения госзаказа в 2016-2020 годах. Вернуться к этой идее власти решили после того, как контрактную систему раскритиковали Владимир Путин и Счетная палата. Аффилированные с заказчиками площадки министерство предлагает запретить, установив при этом единые требования к площадкам не только для госзакупок, но и корпоративных торгов, которые проводят «Газпром», РЖД и другие госкомпании.
В распоряжении «Ъ» оказался проект постановления правительства о порядке и условиях отбора операторов электронных площадок. Минэкономики уже урегулировало спорные вопросы с ФАС и Минкомсвязи, рассчитывая на этой неделе согласовать документ с Минфином и внести его в Белый дом. Это уже третья версия проекта, разработка которого ведется с начала прошлого года, вызвав множество разногласий. В министерстве ожидают, что новые правила будут утверждены в ближайшее время и в апреле по ним будет объявлен отбор новой пятерки операторов для размещения госзаказа по закону о контрактной системе на пятилетний срок с 25 января 2016 года.
Таким образом, власти передумали сохранять рынок электронных торгов за отобранной в 2010 году пятеркой игроков — ЗАО «Сбербанк-АСТ», ОАО ЕЭТП, ЭТП ММВБ, ООО «РТС-Тендер» и АГЗ РТ, полномочия которых истекли 25 января, но были пролонгированы допсоглашениями еще на год (см. «Ъ» от 27 октября 2014 года). По данным Минэкономики, 42,8% проведенных ими госзакупок за 2014 год признаны несостоявшимися, а единственному поставщику на крупнейших площадках «Сбербанка-АСТ» и «РТС-Тендера» доставались соответственно 36,08% и 49,37% госконтрактов. В начале года о претензиях к системе госзакупок и контролирующим их чиновникам заявили Владимир Путин и Счетная палата. При этом Госдума 17 февраля приняла в первом чтении законопроект о полном переводе всех видов госзакупок на электронные торги, что может удвоить их объем, составивший в прошлом году более 2 трлн руб. Поэтому ротацию операторов решено не откладывать, а требования к ним — ужесточить. Одним из наиболее жестких фильтров станет запрет на аффилированность госзаказчика торгов и оператора. В пятерке операторов госзакупок это подконтрольная мэрии Москвы ЕЭТП (которая, впрочем, уже монополизировала и рынок электронных госзакупок в Санкт-Петербурге) и ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (АГЗ РТ).
Омбудсмен по закупкам Сергей Габестро, возглавляющий площадку «Фабрикант.ру» и Национальную ассоциацию институтов закупок, выступает против отбора «с непонятными критериями и статусом экспертной компании, которая будет проводить технологический аудит площадок». «Это коррупционноемкая и конфликтная схема. Опять идет закрытие рынка вместо того, чтобы создать модель угроз уязвимости площадок, жесткие критерии для игроков и систему контроля за их соблюдением. Преодолеть эти критерии должно быть позволено любому оператору».
Отсутствие перечня требований и документов позволит произвольно определить их «под конкретного участника» к моменту начала отбора, подтверждают операторы. Эксперты «Деловой России» отмечают: одинаковый вес всех критериев оценки заявок «приведет к дискредитации результатов отбора», при этом сами критерии могут привести к «выходу на рынок неблагонадежных операторов». В то же время привязка к максимальному числу проведенных аукционов и клиентов в ряде критериев дает очевидное преимущество крупнейшему оператору — «Сбербанку-АСТ», на долю которого в 2014 году приходился 51% объявленных торгов. Предусмотренный проектом запрет на наличие «финансовых обязательств» операторов перед иностранными и международными организациями отсекает всех, у кого есть контракты на закупку и обслуживание оборудования и программного обеспечения. В Минэкономики «Ъ» заявили, что это требование будет «уточнено».
Министерство предложило ограничить и свободную конкуренцию в сфере закупок по закону 223-ФЗ, где по заказу инфраструктурных монополий и компаний с госучастием проводят торги 127 электронных площадок (половина из них — с объемом свыше 100 млн руб. в год). Объем проведенных ими закупок превысил 13 трлн руб. в год, сообщил первому вице-премьеру Игорю Шувалову замглавы Минэкономики Евгений Елин, но порядок электронных закупок по закону 223-ФЗ не установлен, министерство не может их контролировать. При этом ряд площадок не соответствуют требованиям информационной безопасности и аффилированы с крупными заказчиками, что «создает предпосылки для злоупотреблений». Минэкономики предлагает установить единые требования для площадок, проводящих торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ, внеся в него соответствующие поправки. Идею уже поддержал «Газпром», говорится в письме, но Минфин выступает против ограничения площадок для госкорпораций.
Ранее предполагалось, что отобранным операторам госзакупок также достанутся торги по приватизации (в электронной форме пока не проводится) и банкротству. Эти предложения еще готовятся. Однако в декабре 2014 года арбитражные управляющие уже пролоббировали принятие поправок к закону о банкротстве, по которому торги в этом сегменте могут проводить операторы-члены саморегулируемой организации.