Госдума взяла онлайн-кассу

Законопроект о переводе контрольно-кассовой техники (ККТ) в онлайн-режим, когда ФНС будет мгновенно доступна фискальная информация, а покупатели смогут так же онлайн проконтролировать правильность оформления чека, внесен в Госдуму. Предполагалось, что он вступит в силу с 1 января, но теперь срок определен как «через месяц после опубликования». С 1 апреля 2016 года онлайн-ККТ можно будет использовать добровольно, до 1 июля 2017 года необходимо будет обновить всю действующую ККТ, а с 1 января 2018 года требования распространятся и на предпринимателей, сейчас работающих в налоговых спецрежимах без ККТ.


Белый дом внес в Госдуму законопроект о поэтапном переводе бизнеса на контрольно-кассовую технику, передающую информацию о расчетах в ФНС в режиме онлайн. Как говорится в пояснительной записке, требования вступают в силу в отношении вновь регистрируемой ККТ с 1 января 2017 года, в отношении применяемой в настоящее время ККТ — с 1 июля 2017 года, в отношении лиц, которые в настоящее время не обязаны применять ККТ,- с 1 января 2018 года. Ранее предполагалось, что закон вступит в силу 1 января 2016 года, но проект не успели внести в Госдуму и принять до начала года, поэтому в силу он вступит через месяц после официального опубликования.

Добровольный этап применения новой техники начнется 1 апреля 2016 года — с этой даты зарегистрировать в налоговых органах можно будет только ККТ, снабженную модемом и фискальным накопителем. Обязательными онлайн-кассы станут с 1 июля 2017 года. Часть малого бизнеса, освобожденная сейчас от необходимости использования касс (плательщики единого налога на вмененный доход и патентной системы налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению), получит отсрочку до 1 января 2018 года. Отметим, к этой дате вмененка будет упразднена, а использующие ее предприниматели должны будут перейти на патент.


Штрафы за применение ККТ, не соответствующей новым требованиям, и нарушения условий ее регистрации и применения составят для граждан 1,5 тыс. руб., для должностных лиц — до 2 тыс. руб., для юрлиц — 7 тыс. руб. Ненаправление покупателю кассового чека в электронной форме грозит должностным лицам штрафом уже 2 тыс. руб., юрлицам — 10 тыс. руб. Нарушение же оператором законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием наличных или электронных средств платежа повлечет для должностных лиц штраф от 40 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц — от 500 тыс. до 1 млн руб. Одновременно документ отменяет ведение Госреестра ККТ, но обязывает производителей такой техники и фискальных накопителей представлять в ФНС сведения о каждом изготовленном экземпляре ККТ и ФН.


О запуске системы «электронных чеков» на заседании правительства 28 декабря заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. До этого он присутствовал на запуске центра обработки данных (ЦОД) ФНС в Городце (Нижегородская область). Объект открывали при участии главы Минфина Антона Силуанова и главы ФНС Михаила Мишустина — он и продемонстрировал премьеру оформление «электронного чека» в реальном времени и прохождение его через информационную систему налоговой службы. В порядке эксперимента технология уже опробована в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. Тестирование с участием таких торговых сетей, как «Азбука вкуса», «М.Видео», «Перекресток», «Метро Кэш энд Кэрри», длилось с августа 2014 по февраль 2015 года. Технически новация реализуется заменой ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная) фискальным накопителем (чипом) в случае традиционной ККТ или использованием мобильных устройств с приложением для работы с банком. По данным ФНС, новая технология реализована на 3,5 тыс. единиц кассовой техники, пробито 46 млн чеков на сумму 34 млрд руб.

Целями запуска системы правительство называет снижение теневого оборота наличности и увеличение налоговых поступлений в бюджет. Напомним, речь идет о новом формате контроля за наличными и карточными платежами при продаже товаров и услуг, когда подключенная к интернету кассовая техника передает налоговикам все данные о расчетах. Покупатели при этом могут получить электронный чек, легальность и точность которого можно будет оперативно проверить с помощью мобильного приложения, а при возникновении претензий — пожаловаться в ФНС.


Тема обязательности касс при спецрежимах, сейчас в ККТ не нуждающихся, была одной из главных при обсуждении проекта. Опасения по поводу возможного роста затрат малого бизнеса высказывали Минэкономики и Агентство стратегических инициатив. Кроме того, ритейлеров вне зависимости от их размера интересует, какие затраты при обновлении ККТ им придется понести. ФНС утверждает, что расходы бизнеса сократятся на 40–50% за счет ликвидации необходимости заключения договоров с центрами технического обслуживания кассовой техники. Что касается спецрежимов, то, согласно законопроекту, они смогут использовать особый фискальный накопитель — стоить он будет дороже, но менять его надо будет не раз в 13 месяцев (как обычный), а раз в три года.


Кассовый аппарат можно будет зарегистрировать, не приходя в налоговую инспекцию,- через сайт ФНС. Кроме того, малый бизнес сможет экономить, используя в составе ККТ планшеты и мобильные телефоны. По оценке чиновников ФНС, расходы на кассовый аппарат со встроенным фискальным накопителем составят от 20 тыс. руб. на три года. Конструкцию обещанного налогового вычета ФНС еще не сформулировала. «Надо прорабатывать. Вероятно, речь будет идти об уменьшении налоговых обязательств на сумму, связанную с расходами на ККТ»,- уточнял в беседе с «Ъ» представитель ФНС в конце 2015 года.


Представители бизнеса пока расходятся в оценках своих ожиданий от новаций ФНС. «Точно легче будет производителям кассовых аппаратов — они получат гарантированный объемный сбыт своей продукции. Возможно (но только в условиях устойчивого экономического положения), неплохо было бы и для торговых сетей, особенно если бы они получили налоговые вычеты на приобретение новых кассовых аппаратов. Ну и совсем хорошо, если бы каким-то образом к базе данных, полученной в результате внедрения новой системы, получили доступ сами торговые сети. Это позволило бы им четче оценить ситуацию на рынке, динамику спроса. Постепенный уход от бумажной отчетности — объективная реальность, но насколько она полезна для государства и компаний, будет понятно позднее»,- считает сопредседатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев.


«Мы подключались к этой программе в тестовом режиме, но ощутить что-то положительное или отрицательное не успели. В целом считаю внедрение этой идеи делом хорошим. Лекарство — продукт социально значимый, и контроль за его реализацией должен быть существенным. Пострадают от этого только те, кто привык работать мимо кассы»,- предполагает генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов.


«Это тема не новая, уже год проходит эксперимент, в котором участвуют и рестораторы. Мы общались с ними и не услышали пока ничего плохого, ничего хорошего. С точки зрения затрат на кассовые аппараты и некоторых сопутствующих расходов нет ничего критичного. Проблема может возникнуть разве что только у маленьких предприятий. Что даст это для предпринимателя — непонятно. Например, есть проблема порчи товара, и пока сложно сказать, как будет проходить его списание. Мы даже с коллегами это еще и не обсуждали»,- говорит президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

Поделиться с друзьями
ASTERA