С миллиардами в банке и продукцией, спрос на которую превышает предложение, казалось бы, Apple не на что жаловаться. Но в 2016 году компания перешла из кажущегося положения полной неуязвимости в то состояние, когда будущее выглядит неопределенным, пишет Zdnet.
Шаткий старт
Признаки того, что проблемы надвигаются, появились уже в январе, когда данные об объемах продаж за 1 квартал показали, что iPhone может потерять свой дар «прикосновения Мидаса»: во-первых, продажи iPhone. Да, сильные продажи, но в итоге за год рост штучных продаж равен нулю, а рост выручки составил 1%. Первый квартал — исторически самый значимый для Apple, потому что в этот период выпуск нового iPhone совпадает с праздниками. В этом квартале традиционно наблюдается сильный рост. Однако даже старт продаж в Китае в день выпуска не помог превысить объемы продаж, наблюдавшиеся в этом же квартале прошлого года.
Для iPad плохое положение дел ухудшилось еще больше: это уже второй праздничный квартал, когда Apple наблюдает огромный спад продаж своих планшетов.
Дальше — больше. Первой была ошибка 53 — серьезная проблема, когда iPhone с Touch ID, замененные сторонними ремонтными службами, внезапно превратились в «кирпичи». Затем последовала ошибка «1 января 1970 года», для которой Apple довольно быстро выпустила патч. В марте вышел iPhone SE, более дешевый вариант iPhone для людей с не такими большими карманами (во всех смыслах этого выражения), который не стал крупным обновлением. Если прогнозы аналитиков верны и продажи iPhone снизятся, Apple необходимо сделать это устройство настолько ультрасовременным, насколько возможно. Тогда есть возможность продать обновление, работающее на старом оборудовании, существующим пользователям iPhone. Согласно исследовательским материалам, разосланным IHS, из моделей iPhone, находящихся в активном использовании, 29% составляют iPhone 5 с 4-дюймовым экраном, а 23% — еще более старые модели iPhone с экранами размером всего 3,5 дюйма.
Конец эры Apple
В апреле рост, который продолжался 13 лет подряд, неожиданно закончился: Apple отгрузила 51,1 млн смартфонов. Это спад штучных продаж на 32% по сравнению с предыдущим кварталом, и на 16% в годовом исчислении. Средняя отпускная цена на iPhone резко снизилась в этом квартале — с 690 до 641 доллара, и все это перед выходом iPhone SE. Это говорит о том, что потребители предпочитают более дешевые/маломощные устройства.
В июне Apple провела ежегодную WWDC (Всемирная конференция для разработчиков на платформах Apple), где было объявлено, что компания собирается открыть разработчикам ключевые аспекты iOS, которые ранее держались в секрете: Siri, сообщения и система HomeKit становятся доступны сторонним разработчикам, что обеспечит огромное количество новых интересных приложений для iOS и macOS.
Третий квартал 2016 года был особенно неудачным для Apple: продажи iPhone составили 40,4 млн — это самый низкий объем продаж Apple с 4 квартала 2014 г. Это свидетельствует о том, насколько сильно компания нуждается в успехе нового iPhone. Но нет худа без добра, и сквозь эту «тучу» пробился луч надежды: пользователи Android стали переходить на iPhone. По словам Кука, они и те, кто покупает смартфон впервые, составили «львиную долю продаж iPhone в этом квартале».
В августе обнаружилась новая проблема — вся линейка аппаратных средств Apple устарела и отчаянно нуждается в обновлении. Оказалось, что, покупая 5К iMac или Mac Pro, вы платите огромные деньги за технологию, которая, по меркам быстро развивающейся индустрии высоких технологий, уже является древней.
Прибыль компании Apple 4 квартале превзошла все ожидания Уолл-стрит. Октябрь также стал месяцем обновления модельного ряда MacBook Pro. Важной новой функцией была сенсорная полоса Touch Bar, а также Touch ID, для которого Apple создала новый чип под названием T1, служащий в качестве безопасной зоны для сенсора. Apple также отбраковала порты как ненужные, оставив в новом MacBook Pro 4 порта Thunderbolt 3/USB-C и разъем для наушников.
В ноябре Дональд Трамп сказал Тиму Куку, что «реальным достижением» будет перенос производства Apple в США, а также пообещал налоговые льготы. Но Apple не производит iPhone самостоятельно. Эту работу делают Foxconn и Pegatron, а эти компании, в свою очередь, собирают iPhone на шести китайских заводах и одном бразильском. За последние четыре квартала эти заводы собрали около 212 млн iPhone. Помимо сборки, нужно еще учесть цепь поставок. У Apple более 750 поставщиков более чем в 20 странах. И по состоянию на июнь 2016 года 69 из них — в США.
По словам Джейсона Дедрика, профессора Школы информационных исследований при Сиракузском университете, перемещение сборки в США добавило бы 30-40 долларов к общей стоимости, частично из-за увеличившихся затрат на рабочую силу, но также из-за увеличения транспортных и логистических накладных расходов.
Что будет дальше — еще увидим в этом году или, возможно, в следующие несколько лет. В любом случае Apple — это уникальная лидирующая компания, которая уже вошла в историю и продолжает менять наш мир к лучшему.