Автор: Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS.
Мы часто слышим, что кризис является серьезным стимулом переосмыслить устоявшиеся формы и методы работы и заняться поиском новых возможностей для развития. Но то, что было эффективно в ситуации стабильного развития, перестает быть таковым при изменении условий ведения бизнеса, конъюнктуры, да и самих правил работы на рынке. Принимать решения в такой ситуации очень непросто. Даже обычная тактика сокращения расходов (что, как правило, является первой естественной реакцией на ухудшение финансовых показателей компании) может быть реализована с большей или меньшей степенью рациональности. Главные вопросы заключаются в том, что именно может и должно быть сокращено, что необходимо поддерживать до последнего и куда направить средства, которые, возможно, удастся высвободить. Решение этих задач требует комплексного подхода и, по сути, подразумевает выработку новой стратегии бизнеса, горизонт которой должен включать не только сам период кризиса, но и последующий выход из него. Одной из технологий, которая может оказаться полезной для подготовки как тактических решений, связанных с оптимизацией затрат, так и для выработки долгосрочной программы, являются геоинформационные системы (ГИС). Приведем в качестве примеров несколько направлений использования ГИС для оптимизации затрат.
ГИС является очень эффективным инструментом для планирования и оптимизации территориально распределенной инфраструктуры — офисов, филиалов, сервисных центров, складов, магазинов и т.д. При этом для принятия решений как о создании новых объектов, так и о закрытии имеющихся применяются одни и те же модели, инструменты и данные. Например, для принятия решения о выборе оптимального места размещения нового магазина торговой сети с помощью ГИС проводится географический анализ территории, чтобы выявить наиболее привлекательные потенциальные точки с учетом различных факторов (плотности населения, «проходимости», близости магазинов конкурентов). Результаты этого анализа «накладываются» на существующую бизнес-модель (например, формат сети: гипер- или супермаркеты, магазин у дома и пр.) и рассчитываются прогнозные показатели работы будущей торговой точки, получаемые на основе показателей уже работающих магазинов. Аналогичным образом можно принимать решения о закрытии: если показатели магазина длительное время держатся ниже уровня расчетных для данной точки или по результатам геоанализа показатели для данной точки объективно невысоки (в силу изначально неправильно принятых решений) и не соответствуют принятым в компании нормативам, то такие магазины можно рассматривать в качестве кандидатов на закрытие. При этом ГИС можно использовать и более гибко, например, для переформатирования сети. Так, по данным недавнего исследования ShoppingIndex, число посетителей торговых центров в России за последние 2 года сократилось на 28%. В том же исследовании указывается, что в небольших районных торговых центрах, напротив, снижение не так заметно — оно составляет 3-5%. С помощью ГИС можно решать задачу поиска возможностей во вновь открывающихся нишах. Таким образом, ГИС является универсальным решением и в период кризиса, и в случае возобновления роста экономики.
Еще один класс задач, решаемых с помощью ГИС — оптимизация существующих бизнес-процессов, таких как логистика и сервисное обслуживание. Например, ГИС позволяет снизить затраты на доставку товаров и содержание автопарка за счет оптимального расчета маршрутов и контроля над местоположением транспортных средств в реальном времени. Сервисы прокладки маршрутов с помощью различных публичных сервисов уже стали привычным делом, однако они не подходят в тех случаях, когда имеется множество точек, несколько транспортных средств и существуют различные условия ограничения (например, временные «окна» для доставки товаров в ту или иную точку). В этом случае необходимо использовать специализированное ГИС-решение, которое позволит оптимально рассчитать последовательность заезда в каждую точку, распределит задания на все транспортные средства, сможет оперативно учесть и провести перерасчет при возникновении новых обстоятельств (пробки, поломки машин и пр.). Эти расчеты могут выполняться в повседневном режиме, а благодаря наличию мобильных приложений водитель будет постоянно в курсе всех изменений. Более того, специальные функции, такие как GeoFencing («геозоны»), сообщают диспетчеру о приближении или прибытии транспортного средства в заданную точку и отслеживают фактическое время прибытия. В совокупности эти возможности позволят принимать взвешенные решения о качестве работы логистики, о необходимости сокращения или увеличения автопарка в соответствии с реальными текущими потребностями.
Следующий пример использования ГИС для оптимизации затрат — более эффективное использование рекламных бюджетов. ГИС позволяет точно провести сегментирование рынка и правильно использовать многие каналы продвижения, такие как прямой маркетинг или наружная реклама. Знание о местонахождении потенциальных потребителей позволяет сосредоточить усилия по продвижению на приоритетных направлениях. Интеграция продвижения с программами лояльности также позволяет оценивать эффективность кампаний продвижения в географическом срезе.
Использование геоинформации открывает огромные возможности для совершенствования бизнеса любой компании. Кризисный период — это удачное время, чтобы задействовать этот потенциал. Тем более что современные ГИС-технологии достигли такого уровня развития, когда для их использования не нужно обладать глубокими профессиональными знаниями в области географии, достаточно быть специалистом в своей профессиональной области.