Автор: Роман Рожков.
«Generation Z выбирает mobile first». Примерно так в нескольких словах можно описать выступления спикеров на всевозможных конференциях, рассказывающих о важности дистрибуции на мобильных платформах. Поколение людей, родившихся между началом девяностых и серединой нулевых, становится платежеспособными клиентами. Как дотянуться до этой аудитории, родившейся со смартфонами в руках, и продать ей свою услугу?
Этот вопрос занимает умы менеджеров компаний, которые сегодня работают на всех рынках без исключения, будь то банки, медиа, телекоммуникации, транспорт, торговля или туризм. Например, производители смартфонов увеличивают экраны своих новых моделей, тем самым соответствуя желаниям пользователей оставаться онлайн как можно дольше. Вспомним, как весь прошлый год вся интернет-отрасль следила за противостоянием «Яндекса» и Google; как российская компания, осознающая всю важность происходящей смены парадигмы потребления, жаловалась на то, что Google не позволяет производителям мобильных устройств предустанавливать сервисы конкурента. «У нас уже более 50% сообщений отправляется на смартфонах и планшетах»,- рассказывал недавно в интервью «Ъ» гендиректор «ВКонтакте» Борис Добродеев. Именно на мобильных экранах сейчас разворачиваются сражения за внимание и деньги пользователей, убежден он, добавляя, что у поколения, родившегося в цифровую эпоху, «совершенно другие ценности» и к этому надо приспосабливаться.
Впрочем, как говорят интернетчики, это давно не rocket science. К примеру, в прошлом марте TNS заявляла о снижении числа пользователей десктопов и о том, что доля мобильных пользователей за год выросла на 90%. О том, что мобильный e-commerce растет быстрее десктопного, говорит и руководитель крупнейшего в России агрегатора товаров «Яндекс.Маркет» Павел Алешин. По оценкам сервиса, в 2015 году продажи магазинов, которые им обеспечил «Маркет», с мобильных устройств выросли на 95%, тогда как с настольных компьютеров увеличились лишь на 11%. А в первом квартале этого года рост мобильных продаж уже более чем двукратный. Это ведет к дальнейшей трансформации рынка электронной торговли, прогнозирует Павел Алешин. По его мнению, уже в недалеком будущем не от хорошей жизни, а именно из-за дороговизны дистрибуции через приложения большинство интернет-магазинов будет вынуждено «приземлиться» на огромных маркетплейсах, обладающих ресурсами.
Поразительно, на самом деле. Еще несколько лет назад считалось, что если у вас нет сайта, то нет и бизнеса. Сейчас то же самое можно сказать о мобильных приложениях. Пользователя, который носит в кармане смартфон с установленным приложением твоей компании, невозможно переоценить.