Генбанк поставил спонсора на карту

Первый российский банк объявил о начале приема карт Visa и MasterCard в Крыму. До сих пор российские игроки старались не афишировать такие действия, подпадающие под санкции США. Генбанк заявляет, что его схема работы в Крыму не создаст рисков для Росбанка, под спонсорством которого он участвует в международных платежных системах. Эксперты указывают, что действия Генбанка ставят под угрозу карточный бизнес не только Росбанка.


На днях Генбанк первым среди российских банков официально объявил о начале приема карт МПС в своей торговой сети в Крыму. «Генбанк осуществляет прием банковских карт МПС через процессинговый центр Национальной системы платежных карт (НСПК) в 270 устройствах по торговому эквайрингу, — говорится в сообщении банка. — Всего банком было установлено 815 pos-терминалов на территории Крымского полуострова. Оставшиеся устройства в связи с приближением курортного сезона Генбанк планирует запустить через НСПК сразу же после майских праздников». Несмотря на то что российские власти обещали оперативно решить вопрос с приемом карт МПС в Крыму через НСПК, запустить эквайринг с 1 апреля все же не удалось, поскольку вопрос оказался юридически довольно сложным. Из-за санкций американским компаниям (в том числе и МПС) запрещено работать в Крыму с декабря 2014 года. При этом несмотря на то, что сам Генбанк участвует в МПС не напрямую, а через Росбанк, в случае, если бы он выступал в Крыму как банк-эквайер МПС, Росбанк не могла бы миновать информация о нарушении санкционного режима банком, который подключен к МПС через него. Это, в свою очередь, могло повлечь санкции к самому Росбанку со стороны МПС. В самом Росбанке ранее подтверждали «Ъ», что «Генбанк не может осуществлять обслуживание карт МПС на эквайринговом оборудовании в своей сети в Крыму из-за санкций, даже если будет процессинг через НСПК». Вчера в Росбанке напомнили, что еще в декабре 2014 года заблокировали проведение операций по картам МПС в устройствах спонсируемых банков на территории Крыма.


Теперь, как заявляют в Генбанке, найденная схема работы с картами МПС ничем не угрожает Росбанку. «По рекомендации коллег из НСПК и ЦБ мы нашли следующее решение: мы осуществляем эквайринг любых карт, обслуживаемых в рамках НСПК, не как участник МПС, а как прямой участник и банк-эквайер самой НСПК, на что получать одобрение Росбанка нам не нужно», — пояснили в банке.


При этом направление операций в НСПК из торговых точек, обслуживаемых Генбанком, осуществляет российская компания, а не Росбанк, как на остальной части России, добавляет он. Впоследствии на процессинг этой компании будут переведены и банкоматы Генбанка, таким образом, держатели карт сторонних банков, по идее, смогут снимать в них наличные.


По той же схеме, по сведениям «Ъ», реализован прием карт MasterCard и части карт Visa, обработка которых уже передана в НСПК, и в санкционном РНКБ, обладающем самой большой банкоматной сетью на полуострове (677 банкоматов). В его случае схема приема карт оказалась сложнее, чем с другими российскими банками, поскольку он не только находится под жесткими санкциями США, но и не был подключен к МПС напрямую (в отличие от банка «Россия»). А оказывающий ему спонсорские услуги Банк Москвы был вынужден отказать ему в них. В РНКБ прием карт в Крыму не комментируют, хотя «Интерфакс» в конце апреля сообщал о появлении такой возможности. Кроме того, по сведениям «Ъ», прием карт в Крыму через НСПК начал осуществлять и банк «Россия», однако в банке по этому вопросу от комментариев также воздерживаются.


Впрочем, внедренная Генбанком схема небезупречна и создает риски как для самих банков-эквайеров, не подпавших под санкции, так и для банков-эмитентов карт, отмечают эксперты. «Когда в терминал попадает чиповая карта, для считывания информации с нее используются специальные ключи, предоставленные банку-эквайеру самой платежной системой, — говорит собеседник «Ъ» на платежном рынке. — Если банк, будучи эквайером другой платежной системы, в данном случае НСПК, пользуется этими ключами, он нарушает условия договора с МПС, и в теории МПС может применить к нему санкции, прекратив его членство в своей системе — тогда банк вообще не сможет выпускать ее карты даже на оставшейся части РФ». Впрочем, расшифровку информации можно переложить на банк-эмитент, но в этом случае у МПС могут возникнуть вопросы уже к эмитенту. В такой ситуации ряд банков-эмитентов во избежание подобного риска могут просто заблокировать возможность приема выпущенных ими карт в Крыму, что некоторые из них уже сделали, отмечает собеседник «Ъ», отказавшись назвать конкретных игроков. В Генбанке такой риск признают и подчеркивают, что каждый российский банк будет сам решать вопрос о том, работать ли ему в Крыму.


По мнению независимого эксперта на платежном рынке Дмитрия Вишнякова, с точки зрения правил МПС такая схема имеет полное право на существование и никаких нарушений в ней нет. «Технически банки-участники МПС могут привлекать для обработки трансакций сертифицированные процессинговые центры и работать в любом статусе — банка-эквайера МПС или иметь эквайринговую лицензию НСПК, — отмечает он. — Однако очевидно, что такой способ обхода санкций не вызовет одобрения американских властей и вникать в тонкости договорных отношений банков в Крыму, МПС и НСПК они не будут, а просто потребует от МПС устранить эту проблему, что они и будут вынуждены сделать, в том числе, возможно, приняв рестриктивные меры к банку-спонсору».

Поделиться с друзьями
ASTERA