Эра 4K-мониторов

Александр Фролов, компания ViewSonic Автор: Александр Фролов, менеджер по продукции представительства ViewSonic в странах СНГ и Прибалтики.

С момента появления первых устройств отображения разрешение экрана было и остается одной из их ключевых характеристик. Так что будет вполне логично использовать для оценки прогресса индустрии в целом именно динамику перехода к более современным стандартам, констатирующим, в очередной раз, возросшее количество точек на дюйм. Несложно заметить, что формальные показатели скорости этого самого прогресса в последнее время заметно снизились, и наступление эры 4К-мониторов, о которой уже довольно долго говорят все участники рынка, оказалось весьма растянутым во времени. И сейчас становится все более заметно, что сделать решительный шаг от Full HD к 4К индустрия средств отображения не может в силу ряда причин.

К идеологическим причинам можно отнести специфику двух основных представителей индустрии: телевизоров и мониторов. С точки зрения миграции к новым стандартам производителям компьютерных мониторов повезло заметно больше: компьютерная графика может иметь сколь угодно много промежуточных ступеней между основными стандартами. «Отрисовать» картинку под каждое подобное разрешение — несложная задача для видеокарты даже среднего ценового сегмента. От производителей же требуется лишь на ходу придумывать маркетинговые названия для этих промежуточных форматов или удивлять мир очередной абракадаброй из букв, обозначающих новоявленное разрешение. С другой стороны, кино- или ТВ-контент, равно как и телевизоры, призванные его отображать, подобных послаблений допустить не могут. На стыке этих специфических особенностей ТВ и мониторов формируется первое из препятствий, замедляющих наступление эры 4К: отсутствует кровная заинтересованность всех игроков рынка в унификации железа и контента.

С сугубо технической точки зрения, после утверждения стандарта 4К как такового на передний план вышли ограничения, накладываемые необходимостью транспортировки больших объемов контента и возможностями периферийных устройств передавать этот контент на мониторы, не разрушая при этом глаза пользователя слишком низкой частотой обновления кадров и рывками при воспроизведении. Действительно, кто из нас пару лет назад не задал себе вопрос о том, сколько часов или даже дней потребуется на то, чтобы «скачать» фильм в разрешении 4К из интернета и сколько таких фильмов можно будет сохранить в предназначенном для этого месте. А вот разрешение самих мониторов, как и стоимость их изготовления, неожиданно перестали быть сдерживающим фактором прогресса.

Кроме того, сложившееся деление рынка на продукты для дома и офиса оказалось нарушено стремительным формированием третьего сегмента — игрового. Формироваться этот сегмент начал пару лет назад, в то самое время, когда стандарт 4К делал первые шаги на рынке. Учитывая огромный интерес к игровому сегменту с обеих сторон прилавка, производители мониторов оказались обязаны предложить продукты, оптимизированные под нужды геймеров. Несложно догадаться, что потребность геймеров в большом количестве кадров в секунду помноженная на ограничения в пропускной способности даже самых передовых интерфейсов, имевшихся в 2016 году, привела к тому, что основные инвестиции производителей матриц и мониторов «утекли» в сторону устройств с более низким, чем 4К, разрешением.

Несмотря на все сложности и задержки, вызванные технической и идеологической неготовностью производителей к оперативному переходу на 4К, можно констатировать, что к концу 2017 года разрешение 4К стало де-факто стандартом для мониторов, относящихся к профессиональным или графическим сериям, а утверждение новых версий DisplayPort 1.4 и HDMI 2.0b позволяет производителям начать выпуск игровых мониторов с этим разрешением. Впрочем, радость от появления всех этих технических новинок будет омрачена более высокой стоимостью на товары, ими оснащенные.

Что касается России, то для массового клиента именно наценка за новизну может стать решающим фактором при выборе или отказа от 4К-монитора. Покупатели из игрового сегмента будут также учитывать цены на видеокарты среднего и высшего ценовых диапазонов, без которых новые игровые мониторы, скорее всего, не смогут раскрыть значительную часть своего потенциала. А, надо сказать, что сейчас цены на эти видеокарты и так весьма «перегреты» спросом со стороны майнеров криптовалют.

За первую половину 2017 года в России было продано лишь несколько тысяч мониторов с разрешением 4К, что пока пренебрежимо мало на фоне общего объема рынка. Но эта цифра не отражает реальный потенциал столь юного сегмента. На динамику роста будет влиять множество как объективных факторов, описанных выше, так и ряд субъективных — например, подавляющая часть представленных на данный момент 4К-мониторов имеют диагональ 27 дюймов и выше. Именно от того, насколько чутко производители будут отслеживать потребности рынка и реагировать на них, зависит скорость, с которой новый сегмент будет расти, а «эра 4К-мониторов» действительно станет реальностью.

Поделиться с друзьями
ASTERA