Национальная система платежных карт поставила перед собой задачу обеспечить своими картами все экономически активное население страны, выпустив к 2019 году 120 млн штук. По амбициозности эти планы сопоставимы лишь с намерениями УЭК, которой, впрочем, за два года эмиссии не удалось выполнить свой план даже на 1%.
В распоряжении «Ъ» оказалась последняя версия проекта стратегии развития Национальной системы платежных карт (НСПК), доработанного с учетом замечаний совета участников и пользователей (куда входит и Минфин). Теперь в ней появился ключевой показатель — объем эмиссии национальных платежных инструментов (платежные карты и иные электронные средства платежа), который к концу 2018 года должен составить не менее 120 млн. Приступить к эмиссии собственных карт НСПК планирует лишь в декабре текущего года. Как НСПК рассчитывала плановые объемы эмиссии, из стратегии неясно. В НСПК неутвержденные проекты документов не комментируют. В ЦБ эту тему не комментируют.
Заявленный НСПК объем эмиссии составляет больше половины всех карт, уже выпущенных российскими банками,- 224,3 млн штук на 1 октября 2014 года, по информации ЦБ. Судя по данным Росстата, НСПК намерена обеспечить своими картами все население страны от 16 лет. Для сравнения: международная платежная система (МПС) Visa за 20 лет работы в России эмитировала здесь свыше 100 млн карт.
Цифры НСПК коррелируют с самыми ранними планами УЭК, которая также намеревалась выпустить не менее 120 млн карт. Именно на карты этой системы должны были зачисляться положенные держателю бюджетные выплаты. «Планировалось, что выпуск УЭК станет обязательным для всех граждан уже с 2014 года, из чего и исходила УЭК при оценке будущей эмиссии»,- вспоминает один из собеседников «Ъ». Однако пока этого так и не произошло, а на добровольной основе желающих их получать чуть более 600 тыс. человек, по данным самой УЭК. «По закону все банки, присоединившиеся к НСПК, должны будут выдавать ее карты тем, кто получает из бюджета и внебюджетных фондов зарплаты, пенсии, социальные пособия и стипендии»,- отмечает один из собеседников «Ъ». Впрочем, по оценкам «Ъ» на основе данных Росстата, число таких граждан не превышает 60 млн.
Вопрос может быть в том, что понимается под платежными инструментами, говорит один из банкиров. «К ним можно относить не только карты, но и, например, бесконтактные приложения для мобильных устройств, систему «банк-клиент», работающую по правилам НСПК и т. д.»,- поясняет он.
При этом банкиры расходятся в оценке того, получится ли у НСПК реализовать задуманное на добровольной основе. «Существует рыночный подход к стимулированию банков-эмитентов — это продуманный набор продуктов и сбалансированных ставок межбанковских комиссий. Если будет предложена хорошая альтернатива, это стимулирует банки-эмитенты к переходу от карт с одним брендом (Visa или MasterCard) к картам с двумя брендами — НСПК и МПС»,- считает председатель правления банка «Авангард» Валерий Торхов. Однако МПС всегда сможет изменить свои тарифы вслед за НСПК, причем не только межбанковские комиссии, но и свои собственные, зарабатывая при этом на трансграничных трансакциях и имея другие источники доходов, так что до бесконечности конкурировать с ней только тарифами НСПК не сможет, возражает председатель совета директоров «Золотой короны» Николай Смирнов. «Есть и другой способ — директивно обязать банки выпустить определенное количество карт»,- добавляет собеседник «Ъ» в банке из ТОП-10.