Россияне все чаще делают интернет-покупки и денежные переводы, оплачивают сотовую связь, коммунальные услуги и цифровой контент с помощью электронных кошельков, говорится в исследовании TNS «Сервисы электронных платежей в России». Исследование проводилось в апреле-мае 2015 года среди 1066 экономически активных пользователей в возрасте от 20 до 44 лет из городов с населением от 700 тыс. человек. Про электронные деньги знают все участники опроса, 73% респондентов пользуются ими минимум раз в год, а почти 50% — раз в месяц и чаще. Возраст около половины плательщиков — от 25 до 34 лет.
По данным TNS, самым популярным платежным сервисом в России остаются «Яндекс.Деньги»: с их помощью не реже раза в год платят 44% интернет-пользователей в возрасте от 20 до 44 лет в крупных городах. WebMoney используют 43% россиян, электронные деньги Qiwi — 36%, PayPal — 35%.
Пока по использованию безналичных способов оплаты электронные деньги проигрывают платежным терминалам, которые хотя бы раз в год используют 83% опрошенных, банковским картам (80%) и интернет-банкингу (76%), опережая лишь SMS-платежи (50%). Согласно отчету, молодежь от 20 до 24 лет активнее других сегментов населения использует электронные деньги для покупки билетов на концерты и оплаты онлайн-контента, а пользователи в возрасте от 35 до 44 лет чаще остальных платят ими за мобильную связь и коммунальные услуги.
Пользователи стали чаще использовать мобильные устройства для онлайн-платежей. При этом с компьютеров россияне предпочитают оплачивать онлайн-покупки, а со смартфонов — сотовую связь. По данным TNS, число пользователей, которые выходят в сеть только со смартфонов и планшетов, в первом квартале выросло на 90%, до 11,8 млн человек, или 14% всей базы Рунета. В то же время доля тех, кто заходит в интернет с десктопных ПК, упала на 19%, до 31% аудитории. Рост использования гаджетов стимулирует пользователей переносить в мобильную среду шопинг, оплату услуг, пополнение телефона и денежные переводы. Для совершения онлайн-покупок смартфоны используют 63% их владельцев, а каждый десятый пользователь делает это несколько раз в неделю, оценивает WapStart.
Рост доли мобильных плательщиков подтверждают и в «Яндекс.Деньгах». По данным сервиса, за год доля таких платежей в общем обороте выросла на 50%. «Сейчас каждый десятый платеж через «Яндекс.Деньги» мобильный. В некоторых категориях, таких как оплата штрафов и переводы с карты на карту, со смартфона идет каждый третий платеж»,- сообщили «Ъ» в компании.