Российский рынок электроники и бытовой техники в четвертом квартале 2014 года достиг своего исторического максимума, превысив 500 млрд руб.
Паника среди населения, вызванная падением курса рубля, помогла увеличить оборот магазинам электроники. Крупнейший онлайн-ритейлер страны «Юлмарт» сообщил, что продажи компании в декабре 2014 года увеличились на 20%, а средний чек — на 36% в сравнении с последним месяцем 2013 года. «В числе прочего это было связано с резкими колебаниями курса в конце года и стремлением покупателей опередить рост цен», — подтверждают в компании. 17 декабря «Юлмарт» зафиксировал рекорд по суточной выручке — в этот день клиенты интернет-магазина совершили покупки на общую сумму свыше 400 млн руб. «Самыми популярными товарными категориями в декабре 2014 года стали ноутбуки с диагональю экрана 15,4-15,6 дюйма, телевизоры с диагоналями 28-32 и 36-43 дюйма, коммуникаторы и планшеты», — перечисляют в компании. Сопоставимые продажи в «Связном» в декабре прошлого года выросли примерно на 25% относительно последнего месяца 2013 года, говорит представитель «Связного» Мария Заикина. «Очень активными стали две первые декады декабря, когда рост продаж к аналогичному периоду прошлого года достигал 100% по ряду категорий и брендов как в штуках, так и в деньгах. На третьей неделе декабря денежный оборот от продаж смартфонов в «Связном» увеличился на 120% относительно этого же периода 2013 года», — говорит госпожа Заикина.
В четвертом квартале 2014 года продажи бытовой и компьютерной техники, включая электронику, мобильные устройства и товары для офиса, в России достигли максимального показателя за весь период наблюдений и превысили 500 млрд руб., оценивает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Этот результат почти на 25% превышает показатели за аналогичный период 2013 года. В целом по итогам 2014 года емкость российского рынка выросла более чем на 6% и приблизилась к 1,47 трлн руб.
Несмотря на позитивную отчетность «М.Видео», котировки компании на Московской бирже к закрытию в пятницу упали на 2,22%, до 132 руб., капитализация компании составила 23,7 млрд руб. По словам аналитика «Райффайзенбанка» Натальи Колупаевой, реакция рынка обусловлена негативными ожиданиями уже на 2015 год. «Сейчас важно, какими будут результаты компании в этом году. Тот факт, что часть спроса, планируемого потребителями в 2015 году, была реализована в четвертом квартале, означает, что рынок будет ждать негативная коррекция в физическом объеме», — поясняет госпожа Колупаева.
Представитель «М.Видео» Антон Пантелеев подтверждает, что покупательский спрос в первом квартале традиционно более низкий, чем в предновогодний сезон, а из-за декабрьского ажиотажа продажи могут упасть еще больше, чем обычно в данный период. «Показатели первого и второго кварталов будут практически одинаковыми. Относительно четвертого квартала 2014 года рынок упадет на 45-50%, до 250-270 млрд руб. на фоне практически полной остановки потребительского кредитования и неготовности покупателей приобретать товары длительного пользования», — прогнозирует Михаил Бурмистров. Это соответствует минимальному показателю со второго квартала 2011 года, когда емкость рынка составила чуть менее 240 млрд руб.