Целый ряд крупнейших непродовольственных ритейлеров уже не могут закупать новые партии товаров в кредит, как привыкли за годы стабильности, — банки отказываются выдавать и пролонгировать ссуды. Поставщики тем временем перешли на предоплату, как в 1990-х. Участники рынка рассказали «Известиям», что эта ситуация носит массовый характер. По понятным причинам о собственных проблемах ритейлеры предпочитают официально не говорить, но, как сообщают источники, проблемы с кредитованием поставок есть у таких сетей, как «Эльдорадо», «ЦентрОбувь» и других заметных игроков.
Наиболее уязвимыми оказались компании, торгующие бытовой техникой.
— Продавцы бытовой техники — нестабильные арендаторы: мы не понимаем, как будут меняться обороты. В рублях, возможно, оборот вырастет, просто потому что цены подняли, но продавать больше не станут, значит, в валюте выручка упадет. Тем более что техника — не предмет первой необходимости. Я бы за зону риска вывел только продуктовый ритейл, детские товары и уже потом дешевую одежду, — говорит Павел Анисимов, замдиректора департамента торговой недвижимости агентства S.A. Ricci.
Как он отметил, ряд компаний уже сделали выводы и начали экономить еще в прошлом году. В частности, Media Markt отказался от планов по развитию в России на этот год и взял курс на жесткую оптимизацию. В «Эльдорадо» и «ЦентрОбуви» комментариев не предоставили, в «Техносиле» избежали прямого ответа на вопрос о положении с кредитами.
— Мы действительно получали предложения от некоторых поставщиков с просьбами о предоставлении предоплаты, но на данный момент мы не готовы принимать их условия сотрудничества, — говорит коммерческий директор компании «Техносила» Игорь Юровский. — Это касается в большей степени компаний, производящих свою продукцию в странах Азии, которые в условиях девальвации рубля более зависимы от колебаний курса валют. Уже сейчас всё больше региональных продавцов бытовой техники постепенно уходят с рынка. Их долю будут занимать крупные федеральные игроки, включая «Техносилу». Также мы наблюдаем активное перераспределение торговли из офлайн в сторону онлайн, которое в условиях сложной макроэкономической ситуации будет лишь усиливаться.
Чтобы получить товар, ритейлерам надо рассчитаться по старым долгам.
— Это происходит повсеместно. Кому-то решительно предлагают сначала погасить кредит, а потом получить новый, а кому-то, у кого пролонгируемая линия кредита, предложили поднять процентную ставку, оба варианта достаточно пагубно сказываются на сетях, — говорит Анисимов. — В результате торговые сети вынуждены переходить в режим экономии и уже замораживают планы по развитию. У меня из-за этого одна довольно крупная сделка встала. Даже если в ближайшее время проблемы с кредитом удастся решить, потом потребуется еще несколько месяцев, чтобы заново скорректировать стратегию развития. Думаю, при оптимистическом сценарии пауза на рынке будет 4–6 месяцев.
Иностранные поставщики отказываются отпускать товар без предоплаты.
Сами торговые сети могут в какой-то мере оказаться в собственности у кредиторов или других владельцев, как случилось с группой «Связной» (теперь контроль у Олега Малиса, брата главы «Евросети» Александра Малиса). Впрочем, как успокаивают эксперты, большинство банков не заинтересовано в работе с непрофильными активами, поэтому готовы искать пути решения проблемы.
— Также можно предположить, что ритейлеры попытаются решить проблемы за счет поставщиков, например увеличат срок оплаты. Объем проблем зависит от величины кредитного плеча (отношение объема своих денег к заемным) и степени доверия поставщика. Всё в каждом конкретном случае будут решать банки — они смогут обанкротить сети, а смогут, наоборот, их поддержать, — добавил Новиков.