По информации «Известий», в правительстве ведется работа по введению новых и обособленных механизмов оценки финансовой деятельности государственных фондов и институтов развития, а также инновационных стартапов, которые через госфонды получают финансовую поддержку. Речь идет о проверках контрольно-надзорных органов (Счетная палата, Генеральная прокуратура, Федеральная налоговая служба и др.), а именно — о процедуре проведения таких проверок на обоснованность расходования выделенных бюджетных средств. К числу организаций, через которые может осуществляться государственная поддержка инновационной деятельности, относятся в первую очередь институты развития: фонд «Сколково», ОАО «РВК», ОАО «Роснано», Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, фонд «ВЭБ-инновации» и др. Как пояснил «Известиям» собеседник в правительстве, действующий контроль за использованием государственных средств не совсем применим к инновационной деятельности.
— К примеру, отобрали 1 тыс. компаний и выделили деньги под стартап-идеи и развитие производства. Далее из 1 тыс. компаний заработали только 100, и первая претензия контрольно-надзорных органов — как и почему были распределены деньги и почему только 100 проектов смогли выйти на какой-то результат. Сразу появляются претензии к фонду, выделившему средства. Но любая поддержка стартапов во всем мире так и делается. Только около 7–12% проектов встают на ноги, — пояснил собеседник.
Для разработки отдельной методики оценки инновационной деятельности необходимо внести поправки в федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», которые уже подготовлены Минобрнауки. С их помощью планируется наделить правительство полномочиями устанавливать правила оценки эффективности и особенности осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности. Помимо этого, предлагается распространить новые правила проверок не только на прямые затраты из бюджетных источников, но и на средства, полученные заемным путем, под гарантии государства.
Замдиректора департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Матвеев пояснил «Известиям», что сегодня контроль за тратами бюджетных средств на инновационную деятельность осуществляется в логике бюджетного законодательства.
— Действующие механизмы проверки ориентированы на анализ прямых бюджетных затрат, в то время как для инновационной деятельности важно оценивать непрямые эффекты: высокотехнологичные рабочие места, структуру налогооблагаемой базы, технологическую независимость России, — отметил Матвеев.
Инновационная деятельность поддерживается бюджетами разных уровней (федеральным, региональными, муниципальными). Разные бюджеты осуществляют прямую или косвенную финансовую поддержку, но общих подходов к оценке эффективности на сегодняшний день не выработано. Помимо этого, сами формы поддержки бывают разными. От субсидирования процентных ставок по кредитам, госгарантий, компенсаций расходов на НИОКР до поддержки национального или зарубежного патентования, формирования производственной базы.
По мнению Сергея Матвеева, такое разнообразие методов и обуславливает сложности при оценке эффективности и контроля целевого расходования средств.
— Вполне логичным является наделение правительства правом устанавливать общие подходы к оценке эффективности государственной поддержки инновационной деятельности. Да, это новый инструмент. Наличие методов и практик, сформулированных правительством, позволит более качественно и точно проводить проверки и избежать значительного количества разночтений между теми, кто осуществляет такую поддержку инноваций, и контролирующими органами. При этом важно понимать, что инновационная деятельность не всегда дает прямую экономическую отдачу, — подытожил представитель Минобрнауки.
Самих критериев для оценки пока не подготовлено, но методика будет составлена через два месяца после утверждения предлагаемых поправок.
— Этот законопроект представляется полезным и для контрольно-надзорных органов, и для институтов развития, поскольку призван установить четкие, прозрачные правила расходования средств на инновационную деятельность. Применяя указанные правила, и проверяющие, и проверяемые будут говорить на одном языке, что позволит предотвратить большинство спорных вопросов между ними и оптимизировать затраты институтов развития, — пояснили «Известиям» в пресс-службе фонда «Сколково».