И не друг, и не враг, а так. Друзья в социальных сетях — это устаревшее явление, которое должно было остаться в 2010 году. Об этом на днях заявил основатель "ВКонтакте" и Telegram Павел Дуров. По его мнению, необходимые контакты у всех давно есть в мессенджерах. А читать новости знакомых, значит, засорять мозги. Каково будущее социальных медиа? И соответствует ли их развитие запросам пользователей? Разбиралась Рената Баданова.
Друзей в соцсетях Павел Дуров сравнивает со старым багажом и предлагает от него избавиться. Ведь прошлое, по его мнению, наполнено устаревшими идеями, представлениями и местами работы. Поддерживать такие связи бессмысленно и долго, отмечает Дуров, и призывает всех переходить в мессенджеры. Для производителей контента мессенджеры действительно удобнее, чем соцсети, отметил блогер Илья Варламов.
«У соцсетей есть одна большая проблема, которая их и погубит, — это жадность до контента, монополия на него. Они никого не пускают на свою территорию. Тот же самый Facebook неохотно отдает свой контент и даже не индексируется поисковиками. С мессенджерами все гораздо проще, информация в них легко ищется, пересылается и распространяется. Производителям контента удобнее, конечно, пользоваться ими», — отметил он.
Эксперты отмечают и долю лукавства в словах Дурова, ведь он как создатель мессенджера Telegram — заинтересованное лицо. И его взгляды на контакты пользователей, пока он возглавлял Вконтакте, были иными. Администрация соцсети еще при Дурове запретила скрывать друзей, а сам разработчик призывал пользователей уходить от анонимности. Nем не менее, соцсети действительно меняют свой облик, считает директор по технологиям агентства «Интернет-агитация» Валерий Соловьев.
«По сути, речь идет не о друзьях. Профиль в соцсетях — это своего рода резюме и телефонный справочник. Конечно, некоторые пользователи следят за лентами своих друзей, но это больше касается «Одноклассников». Я бы, скорее, отметил другой тренд — на то, чтобы информация не сохранялась. Сейчас похожие функции есть почти во всех соцсетях, — подчеркнул он. — Так что для молодого поколения все эти сервисы — это не способ, чтобы что-то особенное выложить, а просто способ общения, им не нужно что-то редактировать, долго думать о том, что написать. Возникло желание чем-то поделиться, и вот, пожалуйста, быстренько выложил пост и вскоре о нем забыл. Может быть, дальше нас ждет тренд на отказ от лайков».
Говорить о закате соцсетей рано, констатируют участники рынка. Мессенджеры и соцсети все еще дополняют друг друга. И пока от старого формата уходить никто не будет, и во многом из-за устоявшейся модели продажи рекламы, считает руководитель компании «Лаборатория комьюнити» Владислав Титов.
«Часть общения в узкоспециализированных группах действительно перешла в мессенджеры, но все-таки это пока незначительные объемы коммуникации по сравнению с соцсетями. Сейчас уже и WhatsApp, и Facebook объявили о тестировании рекламных форматов. Значит, скоро уже будет осуществлен переход от спама к нормальной регулярной рекламе. Но пока это первые пробы пера, и пока все мессенджеры являются дотационными. А у соцсетей глубина развития еще не исчерпана», — заметил он.
Эксцентричные заявления и решительные действия Павла Дурова уже давно никого не удивляют. Но при этом его взгляды на развитие соцсетей далеко не всегда совпадают с желаниями пользователей. Многие изменения, которые он организовывал во «ВКонтакте», воспринимались очень резко. Однако добиться отмены нововведений им удалось лишь однажды. В 2011 году в соцсети появилась новая система статусов по модели Twitter. Сообщения, которые пользователи оставляли на страницах друг друга, появлялись и в их статусах. Изменения вызвали волну негодования — администрацию соцсети буквально завалились гневными сообщениями: «Дуров, верни стену!». В итоге «стену» вернули.