По данным экспертов, доля специалистов-компьютерщиков и программистов среди мужчин значительно выше, чем среди представительниц слабого пола. При этом женщины и мужчины в России пользуются интернетом одинаково часто, но с разными целями: первые предпочитают информационные ресурсы о здоровье и культуре, а вторые — развлекательные сайты с фильмами и видеоиграми. Социальные сети — то место, где разрыв между женской и мужской аудиториями самый маленький.
Директор Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Гульнара Абдрахманова рассказала «Известиям», что большое внимание вопросу гендерного равенства в цифровой экономике уделяется со стороны Международного союза электросвязи. По запросу отделения этой организации для стран СНГ Высшая школа экономики проанализировала официальную статистику Росстата и Левада-центра.
— С точки зрения занятости сфера информационных технологий традиционно входит в число мужских видов деятельности. Эта тенденция прослеживается уже на протяжении последних десяти лет, — говорит Гульнара Абдрахманова.
Она отмечает, что доля женщин в организациях, разрабатывающих программное обеспечение, не превышает 20%. Среди программистов — женщин 17%, среди инженеров-электронщиков — 22%, среди техников и операторов аппаратуры для радио и телевещания — 34%.
В ближайшее время эта ситуация вряд ли изменится. Если среди выпускников всех вузов доля женщин составляет 58%, то из вузов, готовящих специалистов ИКТ, выпускаются только 30% представительниц женского пола.
— Раньше в нашем институте был девичник, из 315 студентов только 20 человек мужского пола. В середине 1990-х ситуация начала меняться. И вот сейчас у меня на факультете толпа мальчиков, а девочек очень мало, — говорит заведующий кафедрой «Cети связи и системы коммутации» Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) Анатолий Пшеничников.
Он рассказал, что женщины сыграли огромную роль в развитии гражданской связи. В советские времена почти все работники телефонных станций были женского пола. Но с развитием цифровых технологий мужчины постепенно стали превалировать в отрасли.
— Программисты — это особые люди, даже чудаковатые. И большинство из них мужчины. Я подготовил 21 кандидата наук, среди них нет ни одной женщины, — говорит Анатолий Пшеничников.
Несмотря на то что женщины значительно уступают мужчинам в создании технологий, в их использовании они занимают активную позицию.
За последние 10 лет число людей, пользующихся интернетом, увеличилось более чем втрое (с 22 до 78%). Одновременно сократился и разрыв между женской и мужской аудиториями, которые используют сеть, — если раньше разница составляла 6,5%, то сейчас менее 1,3%. Причем в сельской местности онлайн-активность женщин даже немного выше, чем у мужчин.
Но женщины используют интернет чаще для поиска информации, а мужчины — для развлечения.
По статистике женщины больше интересуются здоровьем (32% и 14%), информацией об услугах (43% и 35%), культурных мероприятиях (14% и 8%) и финансовых операциях (19% и 15%). Женщины также активней пользуются социальными сетями, но мужчины отстают совсем немного (77% и 72%). Представители же сильного пола опережают женщин по просмотру и скачиванию игр (39% против 23%), фильмов и музыки (56% против 44%) и программного обеспечения (13% против 7%).
— Мужчины больше используют сеть для развлечения, потому что они в течение рабочего дня меньше отвлекаются. А женщины находят время расслабиться, — полагает Анатолий Пшеничников.
Практикующий психолог Ирина Агличева рассказала, что далеко не все мужчины благодаря интернет-развлечениям снимают рабочий стресс, многие просто инфантильны. — Инфантильных женщин тоже немало, — полагает психолог, — но в целом слабый пол более ответственно относится к жизни.
Также Ирина Агличева отметила, что женщины больше направлены на внешнюю, практическую, видимую для других людей деятельность, чем и объясняется их высокий интерес к культурным мероприятиям. В то время как для мужчин характерна внутренняя, мыслительная деятельность, и всё, что не касается поставленной цели, они считают незначительным.