Для спутников OneWeb закупят российские комплектующие

Российские компании поучаствуют не только в выведении на орбиту спутникового флота компании OneWeb — ряд отечественных предприятий примут участие в комплектации самих космических аппаратов. По словам высокопоставленного собеседника «Известий» в Роскосмосе, изготовитель спутников — Airbus Defence and Space (ADS) — выразил намерение приобрести для космических аппаратов OneWeb стационарные плазменные двигатели (СПД), изготовленные калининградским ОКБ «Факел».


— Перед ADS стоит задача сделать недорогой спутник, так чтобы каждый аппарат в серии стоил не более €500 тыс., — пояснил собеседник в Роскосмосе. — На орбите одновременно будут находиться до 900 аппаратов, запускать их будут помногу, поэтому комплектация определяется соотношением цена/качество. Двигатели СПД тут вне конкуренции, они уже поставлялись на экспорт для зарубежных космических аппаратов. Также от наших европейских партнеров мы знаем, что ADS заинтересовалась продукцией краснодарского ОАО «Сатурн», поставляющего аккумуляторные батареи для космических аппаратов различного назначения. Их продукция применяется также и на МКС.


В московском офисе ADS от комментариев воздержались.


Накануне в Лондоне компании Arianespace и OneWeb сообщили о подписании контракта c Роскосмосом на запуск космических аппаратов системы мобильной спутниковой связи OneWeb с использованием 21 ракеты «Союз» с 2017 по 2019 год. Контракт предусматривает запуск 672 спутников, каждый из которых весит 150 кг. Для их расстановки по орбитальным позициям планируется использовать разгонные блоки «Фрегат» производства химкинского НПО имени Лавочкина. Пусковая кампания позволит кооперации Роскосмоса заработать более $1 млрд.


Участие российских поставщиков в комплектации космических аппаратов даст возможность предприятиям заработать еще $20–25 млн на первом этапе — дальнейшие заказы могут последовать при обновлении спутникового флота.


В ОКБ «Факел» не смогли оперативно прокомментировать намерения ADS, сославшись на корпоративный этикет, запрещающий общение со СМИ по телефону. Связаться с представителями краснодарского «Сатурна» не удалось.


В 2012 году генеральный директор ОКБ «Факел» Михаил Коркунов в интервью изданию «Российский космос» так описывал позиции компании на рынке: «Факел» в течение десятка лет лидирует в сегменте разработки различных электроракетных двигательных систем для космических аппаратов. Предприятие является ведущим в мире разработчиком стационарных плазменных двигателей и двигательных установок. Кроме того, мы являемся мировыми лидерами в разработке электрореактивных двигателей и двигательных установок малой тяги на их основе».


Член-корреспондент российской Академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин считает создание системы OneWeb опасной авантюрой.


— Такой подход мне предоставляется бездумным: в рамках ООН постоянно проходят конференции по космическому мусору, где говорится, что проблему нужно решать, а тут мы видим проект по запуску почти тысячи аппаратов на низкую орбиту, — говорит Ионин. — Хотелось бы услышать, как такой проект повлияет на ситуацию с космическим мусором — как будет управляться группировка, будут ли утилизироваться отслужившие аппараты? Что будет, если они начнут сталкиваться, образуя десятки тысяч мелких обломков? Уже сегодня МКС раз в неделю маневрирует, чтобы уклониться от обломков, а проект такого масштаба может вообще закрыть космос для человечества. И я не вижу ничего хорошего в том, что наши компании в этом поучаствуют.


Инвесторами проекта OneWeb выступают такие известные компании, как Virgin, Qualcomm, Airbus, Hughes, Coca-Coola и др. Идея — обеспечить глобальный доступ в Сеть из любой точки планеты в любой момент времени. Это уже не первая попытка реализовать проект глобальной сети на спутниках. В конце XX века основатель Microsoft Билл Гейтс задумывал осуществить идею «небесного интернета», опоясать земной шар сетью широкополосного доступа в интернет из 980 спутников. В амбициозный проект под названием Teledesic Гейтс привлек известного бизнесмена от сотовой связи Крейга Маккоу и саудовского принца аль-Валида бен Талала. Но от воплощения Teledesic в реальность Гейтса и инвесторов отпугнул финансовый крах других спутниковых проектов того же времени — Iridium и GlobalStar: оба глобальных спутниковых оператора не набрали ожидаемого количества абонентов и были вынуждены пройти через процедуру банкротства.

Поделиться с друзьями
ASTERA