Автор: Давид Ян, основатель компании ABBYY.
Слабый рубль, открытый код и налоговые преференции способны вывести российских программистов на мировой уровень. Главное — найти правильный момент для старта.
Будьте открытыми
С изменением курса рубля долларовая себестоимость российских разработок на мировом рынке снизилась. Это позволило нам снова восстановить свой ценовой отрыв от европейских и восточноевропейских конкурентов. Стоимость российских разработчиков все еще выше, чем в Китае и Индии, но по крайней мере уже ненамного.
При этом российские программисты, имея за плечами наше фундаментальное образование, могут решать более сложные задачи. Выходит, что кризис удачный момент, чтобы собрать сильную команду, а разработка при этом обойдется дешевле.
Создавая новые проекты, нужно руководствоваться простым принципом «думай глобально, действуй локально». Важно, чтобы молодые российские команды понимали это и выходили на международный уровень, как это делали мы в ABBYY, а также «Лаборатория Касперского», Parallels, Acronis — российские компании, известные сегодня во всем мире. Будущее России видится не в том, чтобы внедрять технологии исключительно внутри страны, а в том, чтобы влиять на технологическое развитие всего мира.
Сегодня как никогда актуальна тема meetup-семинаров, которые проводят компании-разработчики для международного общения. И в рамках этих семинаров можно получить огромное количество полезной информации о том, какие технологии сегодня актуальны в мире, как развиваются международные компании и т.д. Не бойтесь ездить в разные страны, общаться с разработчиками, потенциальными клиентами. Будьте открытыми! Только так, варясь в этом бульоне, можно создать технологии и программы мирового уровня.
Подъем с переворотом
В кризисное время можно применять и более консервативный подход, сконцентрировавшись на продажах уже существующих разработок. Есть реальные примеры, когда в трудные времена компании были вынуждены фактически сокращать половину своего штата и при этом масштабировали продукт и свой бизнес благодаря выбору эффективной модели продаж.
Если ваша компания разрабатывает технологии для сектора B2B и они не требуют фундаментальной адаптации под каждого заказчика, вы можете использовать подход к корпоративным продажам Bottom up. Сегодня он применяется во всем мире. Разработки открываются в виде бесплатного SDK [software development kit, комплект средств разработки] или в виде Open Source [открытое программное обеспечение]. Тысячи инженеров во всем мире начинают применять ваши технологии в своих организациях, создавая на их основе прототипы. В результате сами сотрудники этих организаций занимаются «внутренними» продажами — защищают готовые решения перед своими вице-президентами.
Классические продажи подразумевают работу с лицами, принимающими решения, требуют больших временных затрат и высокой квалификации сотрудников, а также увеличивают количество людей в штате. При подходе Bottom up все переворачивается с ног на голову — ресурс менеджеров по продажам задействован меньше, они подключаются к работе только на последнем этапе, когда клиент уже принял решение. Одновременно сокращается цикл продаж с полугода-года до 1–3 месяцев.
Помощь есть
Ту или иную поддержку, которая может на определенном уровне помочь вашему бизнесу, можно найти всегда — со стороны венчурных фондов, институтов развития или государства.
Такие проекты, как «Сколково», ФРИИ, «Иннополис», помогают сегодня развиваться молодым командам, создавая экосистему инноваций. Этот процесс очень важен. Чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, нам нужна своя Кремниевая долина, куда будут приезжать лучшие люди со всего мира и делиться своими знаниями, создавать компании.
Технопарки и технополисы — хороший способ создать специальные условия для высокотехнологичного бизнеса. Став резидентом технопарка, вы получаете не только налоговые льготы, которые позволят вложить сэкономленные средства в развитие своего проекта, но и различные программы, помогающие бизнесу, — от образовательных до партнерских. Технопарк — это особенная среда, где концентрация идей так высока, что приводит к интересному сотрудничеству и появлению новых бизнесов.
Те или иные формы поддержки высокотехнологичных компаний предлагает и государство. Например, с 2010 года аккредитованные в Минкомсвязи РФ IТ-компании получают льготы по страховым платежам. Это очень важная мера поддержки, так как зарплаты разработчикам составляют до 80% расходов таких компаний. Сэкономленные средства компании могут вкладывать в развитие, как следствие, растут их выручка и отчисления в бюджет. Несмотря на то что сейчас активно обсуждается вопрос о прекращении льгот, я надеюсь, что здравый смысл восторжествует и компании смогут развиваться и дальше.
Заметна тенденция по поддержке российских производителей на внутреннем рынке. Благодаря этому возникают такие проекты, как «МойОфис», госорганы начинают обращать внимание на российские технологии и продукты, которые действительно могут составить конкуренцию мировым аналогам.
Звучит банально, но кризис действительно дает много новых возможностей. Единственное — крайне важно не ошибиться и не начать стартап слишком рано. Вам повезет, если к моменту выпуска первой версии дно кризиса останется позади и экономика начнет восстанавливаться. В этот момент пользователи будут готовы пробовать что-то новое. Но если вы выпустили продукт, а кризис еще в самом разгаре, то, боюсь, проект окажется в тяжелой ситуации. Найти правильный момент — в этом и состоит предпринимательское чутье.