Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в российской торговле по итогам апреля-июня 2016 года вырос на 2 процентных пункта, прирост деловой активность в этой сфере зафиксирован впервые с 2015 года, говорится в свежем исследовании Высшей школы экономики (ВШЭ).
«По итогам первого полугодия 2016 года розница набрала относительную силу и, скорее всего, действительно оторвалась от «дна». Значение главного результирующего индикатора состояния делового климата — ИПУ, достигнув +2%, успешно миновало критическую околонулевую зону, что позволяет говорить о некоторой адаптации предпринимателей к экономико-политической неопределенности и главное — социальным факторам, влияющим на динамику развития торгового процесса», — отмечает директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Георгий Остапкович.
В то же время ситуация в ретейле по-прежнему остается сложной, так как отрасли приходится выживать в условиях «тотальной экономии домохозяйств и низкой востребованности на товары практически всех категорий, особенно относящихся к необязательному потреблению».
О реальном переломе негативных тенденций в торговле, по мнению аналитиков ВШЭ, говорить пока рано, весеннее оживление в торговле объясняется в первую очередь сезонным фактором.
«В рамках зафиксированного поступательного движения сохраняются негативные и дестабилизирующие комбинации конъюнктурообразующих факторов, которые ставят под сомнение, что со второго полугодия стабилизация продолжится или даже начнется поступательный рост деловой активности», — предупреждает Остапкович.
Тревогу экспертов вызывает и сокращение занятости в торговле, которое имело место на протяжении всей первой половины 2016 года и, как ожидается, продолжится и во втором полугодии.
В исследовании ВШЭ также говорится, что рост издержек, связанный со вступлением в силу новой редакции закона «О торговле», приведет к росту цен на продукты для конечных потребителей. При этом экономисты не уточняют, насколько могут вырасти цены.