Темпы строительства сетей мобильной связи в России достаточно высоки. В 2014 году общее число базовых станций всех стандартов — 2G, 3G, 4G — приблизилось к отметке в 330 тыс. При этом темпы роста снизились незначительно — с 31% в 2013 году до 25% в 2014-м, и в 2015 году остаются достаточно высокими. Это происходит, в частности, благодаря выходу Tele2 на новые территории, а также необходимости соблюдения лицензионных обязательств операторов по LTE-покрытию. С другой стороны, крупнейшие операторы нацелены на постепенное снижение капитальных затрат, и использование услуг профессиональных «башенных» компаний является одним из действенных способов в этом направлении.
Появление новых игроков на рынке мобильной связи и намерение операторов сократить свои капитальные затраты в условиях неустойчивой экономики можно рассматривать как существенные драйверы для развития рынка аренды АМС (антенно-мачтовых сооружений) у специализированных инфраструктурных компаний. Наиболее существенным стимулом развития рынка могло бы стать создание крупной «башенной» компании, например, через покупку АМС у одного или нескольких операторов мобильной связи или создание операторами совместного «башенного» предприятия.
Дополнительным драйвером является проект по устранению «цифрового неравенства». По оценкам Json & Partners Consulting, в ближайшие 10 лет он потребует строительства более 1000 невысоких конструкций в год для размещения точек доступа Wi-Fi и других маломощных базовых станций.
По оценкам экспертов, в сравнении с рынками АМС развитых и ряда развивающихся стран, для российского рынка АМС характерно низкая доля «башенных» компаний, которые сдают свои объекты в аренду операторам мобильной связи для размещения базовых станций — не более 6% от всего числа АМС по итогам 3 квартала 2015 года против 48% в США, 71% в Бразилии, 91% в Мексике, 47% в странах Африки. Также прогнозируется низкий показатель числа арендаторов на одно АМС — 1,25 по итогам 3 квартала 2015 года в среднем по рынку против 2,2-3 на развитых рынках, 1,8 в Индии. Характерными являются сложность и длительные сроки получения разрешений на строительство, неопределенный юридический статус антенно-мачтового сооружения, сложные взаимоотношения арендаторов и арендодателей, отсутствие стандартных бизнес-процессов, тарифов, активный интерес рынка к размещению базовых станций на так называемых опорах двойного назначения — модернизированных столбах уличного освещения, высокая доля операционных затрат в расчете на одно АМС.
Основными независимыми участниками рынка АМС в России являются «Русские башни» (более 1500 объектов), «Вертикаль» (около 1000 объектов в московском регионе), «Линк Девелопмент» (более 300 объектов, преимущественно в северо-западном макрорегионе), а также несколько других региональных компаний. Совокупно «башенные» компании обслуживают около 4 тысяч антенно-мачтовых сооружений различных типов — башен, мачт и столбов, включая опоры двойного назначения.
По прогнозу Json & PartnersConsulting, число АМС в России увеличится с 60 до 126 тысяч, то есть более чем в два раза в период 2015-2026 гг. Показатель CAGR составит 6%.