Интернет-сервис Kopikot привлек €3,7 млн от Buran Venture Capital (BVC) и финского VisionPlus Fund, сообщил «Ъ» источник, близкий к компании, и подтвердил управляющий партнер BVC Михаил Салонтаи. Лид-инвестором выступил BVC, пайщиками которого являются сооснователи Mail.ru Group Михаил Винчель и Григорий Фингер, а также инвесткомпания О1 Group. Также Kopikot получил займы на €3,2 млн от банков Nordea и Finnvera, добавил господин Салонтаи, не уточнив, что стало залогом.
Пользователи Kopikot.ru (в том числе мобильного приложения), купив товары на сайтах партнеров, могут вернуть часть потраченных денег — в среднем до 5% (кэшбэк). Таким образом, Kopikot делится с покупателем частью комиссии, полученной за покупку от партнера. Ими, согласно сайту Kopikot, являются AliExpress, Booking, Lamoda, ASOS, Ozon, «Связной», KupiVIP, «Спортмастер» и др. Для них Kopikot выступает в роли маркетинговой площадки, привлекающей новых клиентов. Также Kopikot предоставляет программу лояльности для активных покупателей, предлагая вознаграждение за покупки. Kopikot входит в финскую компанию Bonusway, управляющую аналогичными сервисами в Финляндии, Швеции и Турции. В ноябре 2015 года VisionPlus Fund вложил в Bonusway €1,5 млн. Выручка BonusWay составляет несколько миллионов евро в год, российский бизнес приносит компании около 40% доходов, говорит Михаил Салонтаи.
Бизнес-модель Kopikot обратна тому, что делают купонные сервисы (их клиенты сразу получают скидку на товар или услугу), продолжает Михаил Салонтаи. Бонусы, составляющие в сумме более 500 руб., можно вывести на банковскую карту Visa или MasterCard, электронные кошельки «Яндекс.Деньги», Paypal, WebMoney или на баланс мобильного телефона. Впрочем, кэшбэк выплачивается по истечении срока, когда товар не может быть обменян или возвращен и после того, как магазин-партнер фактически перевел средства в Kopikot.ru, говорится в условиях пользования сервисом. Кроме того, пользователю обязательно нужно одновременно выполнить целый ряд условий. Так, у него должны быть включены cookies и отключены блокировщики рекламы, нужно переходить на сайт магазина по ссылке из Kopikot, и т.д.
По оценке «Nielsen Россия», развитие программ лояльности и персонализации покупательского опыта на фоне кризиса стало трендом в российском ритейле. Подобные программы способствуют повышению трафика и среднего чека ритейлера и увеличивают его вес в структуре расходов потребителя. Тем не менее в РФ пока один из самых низких показателей вовлеченности аудитории в маркетинговое взаимодействие с ритейлерами — лишь 52% потребителей владеют картами лояльности. В России есть потребность и в кэшбэк-сервисах, считает партнер Flint Capital Андрей Гершфельд. «Россиянам свойственно недоверие, и, как следствие, вопрос: «А почему не скидка прямо сейчас? Почему деньги и потом?»» — скептичен основатель Ecwid Руслан Фазлыев. Модель кэшбэка устойчива, пока ритейлеры не урежут выплаты по партнерским программам, добавляет инвестменеджер ФРИИ Павел Никонов.