Первый ЦОД в системе Минфина 26 мая откроют первый вице-премьер Игорь Шувалов, министр финансов Антон Силуанов, глава ФНС Михаил Мишустин и глава Московской области Андрей Воробьев. Визит столь представительной делегации на открытие формально довольно обычного объекта, крупного дата-центра, объясняется той ролью, которую система центров обработки данных должна сыграть в развитии возможностей ФНС и других структур, подведомственных Минфину.
ЦОД начали проектировать еще в 2012 году, стоимость всего проекта федерального центра в Дубне — 7,9 млрд руб. Второй центр, резервный, откроет Федеральное казначейство в нижегородском Городце — мощности двух центров будут взаимно дублированы, третий центр будет позже создан в волгоградской Ерзовке. Кроме этого, в десяти городах создаются центры подготовки данных для обработки и консолидации данных отчетности, фактически частью единой системы станут и все подразделения ФНС. Задача ЦОД в Дубне — формировать «единый налоговый файл» РФ, то есть общую базу налоговых данных для всей страны в одном месте. Среди крупных налоговых юрисдикций и финансовых центров такие проекты есть лишь в США (на уровне штатов), Великобритании и Сингапуре. Любой анализ налоговых данных и сопоставление их с другими данными может с момента запуска дубнинского ЦОД осуществляться в единой базе.
По данным «Ъ», ФНС начала консолидацию данных под запуск федерального центра еще в 2014 году. С начала 2015 года. в расчете на постоянную работу с использованием мощностей ЦОД запущена автоматизированная система контроля (АСК) «НДС-2» — в I квартале 2015 года система, выявляющая «разрывы» в цепочках по уплате НДС, существенно повысила сборы налога в условиях общего сокращения начисления других налогов. Первое же пока применение ЦОД, которое, очевидно, почувствуют все налогоплательщики,- с апреля 2015 года мощности центра позволили ФНС ввести в действие систему электронного риск-ориентированного контроля. Пока система, позволяющая ФНС «раскрашивать» налогоплательщиков по группам риска (высокорисковый «красный», «желтый», «зеленый» с минимальными рисками) и ориентировать проверки, работает только с НДС. Далее возможна работа с другими группами налогов. Фактически же речь идет о создании уже с 2015 года в отношении всех налогоплательщиков России, как физлиц, так и юрлиц, индивидуальных «налоговых историй».
Возможности ФНС, представляемые крупнейшим проектом в сфере big data в РФ, расширятся к 2017 году на порядок. Централизация налоговой информации позволяет обеспечить для любого налогоплательщика экстерриториальность обслуживания (любые операции, связанные с ФНС, в любой инспекции вне зависимости от регистрации налогоплательщика) и «бесконтактность» работы ФНС — какая-либо необходимость контакта налогового инспектора и налогоплательщика в системе отпадает, это снижает возможности «низовой» коррупции. Резко расширяются и возможности «обсчета» ФНС консолидированных групп налогоплательщиков в единой базе данных и вычисления схем оптимизации налогообложения.
Консолидация данных ФНС дает и новые возможности (в том числе для законодателей и Минфина) видоизменять налоговые режимы. Так, технически «единый налоговый файл», будучи сопоставлен с данными баз данных ЗАГС, позволяет вводить вычеты для домохозяйств, а в случае с данными ПФР и соцслужб — видоизменять налоговые вычеты в зависимости от дохода физлиц, то есть двигаться в сторону адресной соцполитики без крупных затрат (см. «Ъ» от 25 мая). Наконец, без обработки данных кадастра по всей стране параллельно с «единым файлом» невозможно взаимодействие ФНС по налогу на недвижимость физлиц. В распоряжении налоговиков данные о всех объектах недвижимости, принадлежащих физлицу по всей стране, могут быть получены практически мгновенно.
Возможна в теории и «привязка» данных ФНС к данным банковских трансакций, и эффективный обмен данными о налоговых операциях с другими юрисдикциями (что существенно сократило бы возможности трансграничной налоговой оптимизации), другие проекты в сфере big data, которые еще несколько лет казались непредставимыми. Так, в налоговой службе уже говорят о предстоящей с 2018 года интеграции своих услуг в единый сервис госуслуг. Это позволит «рывком» преодолеть некоторое отставание РФ от наиболее продвинутых юрисдикций в сфере «электронного государства».
В любом случае Минфин, основной бенефициар системы ЦОД, с 2016-2017 года получит в руки инструмент, существенно усиливающий его реальные и, что более рискованно, и потенциальные возможности по отношению к бизнесу и предпринимателям. В этом есть и положительные, и отрицательные стороны: «скачки» в эффективности сбора налогов воспринимаются (например, по опыту Италии 2000-х) как разовое ухудшение делового климата в виде роста эффективной ставки налогов в юрисдикции. Пока же главные выигрывающие от стремительно растущей «прозрачности» налогоплательщика — отрасли, в которых сравнительно мало распространена конкуренция через уход от налогов, а также сама ФНС, получающая возможность увеличить сборы за счет роста эффективности администрирования. По данным «Ъ», из 1,34 трлн руб. роста налоговых поступлений 2014 года в сравнении с 2013 годом ведомство Михаила Мишустина относит на счет качества администрирования 406 млрд руб., на рост индекса-дефлятора ВВП — 515 млрд руб., на увеличение ставок НДПИ и акцизов — 375 млрд руб., на счет физического роста ВВП — 47 млрд руб.