Больше математики: как государство может помочь в подготовке «айтишников»

Автор: Дмитрий Волошин, директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group.

От государства требуется только организовать качественную подготовку в школе и вузах. Дальше ИТ-бизнес сам «доточит» студентов до требований рынка.


Логика мелкого бизнесмена


У нас три двухгодичных программы дополнительной подготовки ИТ-специалистов. Руководствуясь логикой Дмитрия Мариничева, интернет-омбудсмена при президенте РФ, который заявил, что подготовка программистов в России — «гиблое дело», так как они все мечтают уехать на Запад — мы одни из главных «вредителей» для страны. Но если серьезно, то это немного странная логика.


Отчасти ее можно сравнить с логикой мелкого бизнесмена, который принимает решение не вкладываться в развитие своих сотрудников, так как обучившись, они уйдут к конкурентам. Для развития инноваций же нужно мыслить глобально и в долгосрочной перспективе.

Еще один важный момент: в ИТ люди идут на интересные задачи. Чем ниже уровень образования ИТ-специалистов, тем менее интересные задачи они могут генерировать в регионе (не важно, город это или страна). Таким образом, предложение не обучать «айтишников» означает сокращение количества хороших специалистов в нашей стране и уменьшение ее потенциальной привлекательности для сильных специалистов.


В отличие от большинства стран, в России сформировался целый ряд национальных интернет-сервисов: социальные сети, почта, поиск, мессенджеры, причем у каждого из них — огромные аудитории. Это разработки мирового уровня и колоссальное достижение. Так что снижение уровня задач было бы настоящим шагом назад или даже катастрофой для российской ИТ-индустрии.


Кроме того, утверждение, что все хотят уехать, кажется довольно спорным. Релевантной статистики, которая это опровергает или подтверждает, никто не видел — это во-первых. Во-вторых, мир все-таки глобален: кто-то приезжает, кто-то уезжает. Например, в Россию постоянно приезжают люди из ближнего зарубежья или Восточной Европы с очень хорошим уровнем подготовки. Мы очень много работаем со студентами, проводим опросы, и, конечно, среди прочего, пытаемся понять их отношение к эмиграции. По нашим данным, утверждать, что много студентов хотят уехать, — нельзя. Наконец: желание уехать еще не означает факт отъезда.


Бизнес сам подготовит себе кадры


В России очень сильные вузы, которые занимаются инженерной подготовкой в целом и обучением ИТ-специалистов в частности. На разных уровнях дополнительное образование в области ИТ дают многие компании, поскольку в последние несколько лет стало очевидно, что «дообучение» специалистов до отраслевых стандартов — это скорее задача бизнеса.


Так, например, мы проанализировали свою потребность в кадрах — только в Москве она составляет 80-100 молодых специалистов в год. Для того чтобы обеспечить этот поток, а также регулярный приток сильных кадров в отрасль, мы создали три большие образовательные программы с МФТИ, МГУ и МГТУ, где сейчас обучается в общей сложности 1200 человек.


Во-первых, на сегодняшний день в средней школе не дают представления о специфике и особенностях ИТ-специальности. Многие студенты приходят в вуз учиться на программистов, потому что им мама и папа так сказали, но сам не понимают, зачем это делают. В результате 30-40% процентов отсеивается, уходят в другие профессии. Поэтому, задача государства — организовать качественную профориентацию в школах: чтобы студенты, приходя в вуз, четко понимали, куда и зачем они пришли. А ИТ-бизнес поможет их «доточить» до того уровня, который позволит им создавать продукты мирового класса.


Еще одна важная задача, которую целесообразно решать на государственном уровне, — это поддержка качества фундаментальной подготовки в школе и в вузе (проще говоря, больше внимания математике).


И последнее — чтобы государство поощряло попытки ИТ-бизнеса готовить кадры для отрасли, создавало для этого условия. Напрямую микроменеджментом здесь заниматься не надо, бизнес справится сам.


Подводя итог, с задачей по подготовке сильных ИТ-специалистов вузы и бизнес вполне справляются. В результате Россия входит в крайне небольшое число стран, где есть собственные (а не только международные) интернет-сервисы. Дело за малым: повысить качество профориентации и математической подготовки в средней школе, чтобы решения о выборе вуза или работы ребята принимали более осознанно.

Поделиться с друзьями
ASTERA