Пользователи специализированных дебетовых карт, позволяющих совершать операции как в фиатных валютах (долларе, евро, британском фунте), так и в криптовалютах, в январе—июне предпочитали выводить наличные денежные средства с этих карт при помощи банкоматов. Такой вывод следует из статистики, предоставленной “Ъ” производителем таких карт — британской компанией российского происхождения Wirex. Хотя доля подобных трансакций составляет лишь 25% от общего их количества, объем выведенных средств достиг 65% от общего оборота.
Пик вывода наличных средств с криптовалютных карт через банкоматы пришелся на май-июнь. По словам основателя и гендиректора блокчейн-платформы Waves Александра Иванова, в конце мая — начале июня курс биткоина вырос почти до $3 тыс., хотя в начале года не превышал $1 тыс. Впрочем, как отмечает основатель и партнер The Token Fund Владимир Смеркис, статистика операций по обычным дебетовым банковским картам выглядит примерно так же — получая деньги на карту, люди чаще всего снимают их в банкоматах. «В случае с Wirex стоит говорить скорее о такой удобной форме “криптообменника”, который всегда с тобой»,— отмечает он. Господин Иванов полагает, что многие пользователи криптовалютных карт пока не воспринимают их как средство платежа: «Возможно, это связано с недостаточным доверием к провайдерам подобных услуг. Но тенденция будет постепенно меняться».
Согласно открытому опросу Cointelegraph.com, Wirex занимает долю рынка, близкую к 50%. Американский портал Cointelegraph.com является одним из наиболее популярных в мире специализированных СМИ, посвященных криптовалютам и блокчейн-проектам. Количество аккаунтов Wirex, по данным на конец июня 2017 года, составляет более 630 тыс., общий объем переводов — более $15 млн в месяц, общая сумма депозитов — $5 млн.
По данным Wirex, общее число платежей при помощи криптовалюты в торговых точках достигло почти половины от всех вариантов возможных трансакций. Как правило, в российских офлайн-магазинах с использованием криптовалютных карт выполнялось 10–15 покупок в день, максимальное число покупок не превышало трех десятков. При этом средний «чек» составлял $200–500, хотя в ряде случаев достигал $4,5–5,8 тыс. Вместе с тем общий объем средств по таким трансакциям составляет всего около 15% от объема по всем операциям, совершаемым при помощи криптовалютных карт Wirex. В онлайне лидируют трансакции, обеспечивающие оплату заказов в китайском мегамолле Aliexpress.com,— за отчетный период проведено 327 трансакций на сумму $11,4 тыс.
Как поясняют представители Wirex, оплата покупок в магазинах происходит в основном через конвертацию криптовалюты (биткоина или альткоинов — лайткоинов, эфиров и пр.) в фиатные валюты, принимаемые к оплате в той или иной юрисдикции. Курс, по которому производится конвертация, рассчитывается исходя из данных нескольких биткоин-бирж и значения XBX Bitcoin Index. «Оплата непосредственно криптовалютой в настоящее время затруднена. Очень ограниченное количество юрлиц во всем мире соглашается на это из-за отсутствия регулирования. Однако, как видно на примере Японии, тенденция к изменению ситуации уже наметилась»,— говорит сооснователь блокчейн-платформы по управлению личными финансами Wirex Дмитрий Лазаричев.
В апреле 2017 года биткоин в Японии получил статус платежного средства наравне с японской иеной. Это послужило толчком для взрывного роста количества пользователей сервисов, связанных с оборотом криптовалют, во всем мире, отмечает господин Лазаричев. Так, по его словам, именно с апреля 2017 года значительно выросли темпы роста заказов криптовалютных карт Wirex. В Японии, например, количество заказов в 2017 году превысило 15,62 тыс., в Колумбии — 6,25 тыс., в Малайзии — 3,33 тыс. При этом российский рынок в компании считают очень перспективным. Однако, полагает господин Смеркис, при более массовом использовании криптовалют в офлайне в этот сегмент придут традиционные банковские игроки, но уже скорее не в виде партнеров, а в виде конкурентов. Тогда, добавляет он, Wirex будет очень сложно вести бизнес в качестве независимого игрока.