После того как в России начнет работать реестр отечественного софта, в российских госзакупках по-прежнему сможет участвовать программное обеспечение (ПО) из всех стран Евразийского экономического союза (кроме России в ЕАЭС входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). Это следует из проекта постановления правительства РФ, подготовленного Минкомсвязи. Согласно этому документу, Минкомсвязи, Минюсту и Минэкономразвития РФ следует в шестимесячный срок представить в правительство предложения о том, как обеспечить софту из стран ЕАЭС равные условия с российским ПО в российских госзакупках.
Комментариев от Минюста и Минэкономразвития не поступало. В Минкомсвязи РФ «Известиям» сообщили, что программное обеспечение из других государств ЕАЭС не будет включаться в будущий реестр российского ПО. Из ответа министерства следует, что в ближайшее время оно предложит членам ЕАЭС выработать унифицированные правила, которые помогут им определить принадлежность происхождения софта. Это позволит программному обеспечению каждой из этих стран иметь одинаковые преференции при участии в госзакупках государств — членов Евразийского экономического союза.
— В рамках планируемых переговоров предполагается унифицировать критерии определения страны происхождения ПО, а также определить механизм рассмотрения межгосударственных запросов о проверке правильности определения места происхождения в каждой из стран, — рассказали в пресс-службе Минкомсвязи России.
В России определение отечественного софта сформулировано в законопроекте, предложенном депутатами Леонидом Левиным, Алексеем Казаковым, Вадимом Деньгиным и др. 16 июня он прошел второе чтение в Госдуме.
Определение довольно жесткое. Исключительное право на соответствующее ПО во всем мире должно принадлежать Российской Федерации либо субъекту РФ, муниципальному образованию, российской некоммерческой организации, коммерческой организации, в которой более 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам. Если права принадлежат организации, она не должна контролироваться иностранным лицом. Кроме того, ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны составлять гостайну. А выплаты в пользу иностранных организаций не должны превышать 30% всех платежей за ПО. Правительство получит право формулировать дополнительные требования к отечественному софту.
Софт, удовлетворяющий всем этим требованиям, его разработчики смогут включить в реестр отечественного ПО. Такие программы заведомо можно будет закупать за бюджетные средства.
— Для внесения сведений о разработанном программном обеспечении в реестр компании должны будут раскрыть Минкомсвязи РФ конечных бенефициаров — граждан России. Соглашений о конфиденциальности при этом заключаться не будет, поскольку вопрос урегулирован административным и гражданским законодательством, а также законом «О персональных данных» (незаконные действия госоргана, помимо административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц, влекут и возмещение причиненного ущерба), — добавили в пресс-службе Минкомсвязи.
По словам соавтора законопроекта, главы ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Евгении Василенко, создавая законопроект о преференциях отечественному ПО, они понимали, что у всех участников ЕАЭС должен быть равный доступ к российским госзакупкам.
— Насколько мне известно, этот вопрос решается на уровне взаимодействия государств. Как только будет запущен реестр отечественного софта, надо будет договариваться, чтобы софт из любой страны ЕАЭС имел равные права с российским, — добавляет Василенко.
По ее словам, важно, чтобы в странах ЕАЭС использовались «зеркальные» критерии определения страны происхождения ПО.
— Мы сейчас в рабочем порядке взаимодействуем с представителями разработчиков стран ЕАЭС. Обсуждаем, как оптимально реализовать равные права для их и российского ПО при [российских] госзакупках. Коллеги высказывают мнения о создании аналогичных реестров в странах ЕАЭС и о возможности единого реестра. Этот вопрос требует проработки на уровне как представителей отрасли, так и профильных ведомств.
По мнению президента группы компаний Cognitive Technologies Ольги Усковой, принятие законопроекта о российском софте сейчас опасно. Есть много белых пятен, которые будут заполняться позже. Необходимо, чтобы все акты и регламенты были прописаны до вступления в силу закона, считает Ускова. Иначе «под эгидой импортозамещения могут быть реализованы узкогрупповые лоббистские интересы».
Проблему участия иностранных компаний в разработке ПО, стратегически важного для государства, поднимал депутат Госдумы Илья Костунов. В начале нынешнего года Костунов направил в Минкомсвязи запрос о том, каким образом фирмы с американскими и британскими владельцами получили доступ к инфраструктуре электронного правительства РФ. В запросе речь шла, в частности, о двух разработках, заказанных «Почтой России» (ФГУП, подведомственное Минкомсвязи). Единственным поставщиком в разработке «Электронной почтовой системы» (стоимость 18,3 млн рублей) стало ООО «Эпам Системз». Владельцы этого ООО — Epam Systems Ltd (Кипр) и Epam Systems Inc (США). Контракт на 18,8 млн рублей на разработку сервиса электронных заказных писем для «Электронной почтовой системы» также в качестве единственного поставщика получило ООО «Люксофт Профешнл». Владельцы — Luxoft International Company Ltd (Кипр) и Luxoft UK Ltd (Великобритания). При этом Epam Systems изначально была белорусской компанией, которая постепенно стала американской и добралась до NYSE.
Глава Минкомсвязи Николай Никифоров в своем ответе напомнил, что два указанных ООО — это «юридические лица, зарегистрированные на территории России в соответствии с требованием законодательства… и осуществляющие свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства». Он также отметил, что два избранные поставщика уже зарекомендовали себя на российском рынке.
«Группа компаний «Люксофт», ООО «Эпам Системз» сотрудничают с крупнейшими российскими заказчиками (ОАО «Сбербанк», НП «ГЛОНАСС», Группа ВТБ, фонд «Сколково», ГК «Росгосстрах» и др.), — сообщал в письме министр. — Отсутствуют правовые основания для ограничения участия в госзакупках лиц, имеющих в числе учредителей иностранные компании».