Банки стали меньше занимать у ЦБ

Объем задолженности банков в рамках некогда самого популярного инструмента привлечения ликвидности от Центробанка — кредитов под залог ценных бумаг (операции РЕПО) — с тех пор, когда кризис стал очевиден, снизился втрое. Если на 12 декабря 2014 года этот показатель был равен 3,74 трлн рублей (абсолютный рекорд по РЕПО), то на 15 февраля 2015 года — уже 1,38 трлн, такого стремительного падения еще не было. Это следует из сводного анализа отчетности банков, которую публикует ЦБ. Другой популярный вид кредитов — под нерыночные активы — в январе 2015 года также достиг максимума за всю историю существования банковской системы — 4,5 трлн рублей, а к 15 февраля показатель сократился до 3,9 трлн.


Сейчас ЦБ проводит аукционы РЕПО только сроком на 1 и на 7 дней, долгосрочные ЦБ не проводит из-за их невостребованности банками, сообщили в ЦБ (трех- и 12-месячные были отменены с 1 февраля 2014 года, 6-месячные прекратились в 2011 году). Текущее падение спроса банков на РЕПО-ликвидность в пресс-службе Центробанка объяснили сезонным фактором.


— В декабре 2014 года наблюдался отток ликвидности из банковского сектора из-за увеличения объема платежей и снятия наличности с банковских счетов населением в конце года. В начале 2015 года, напротив, наблюдается сезонное снижение спроса банков на ликвидность и увеличение притока наличных денег в банковский сектор, что привело к снижению масштабов операций рефинансирования Банка России, в том числе и аукционов РЕПО. Однако уже с марта действие сезонных факторов будет способствовать увеличению потребности кредитных организаций в рефинансировании и росту объемов предоставления средств Банком России, — прокомментировали в пресс-службе ЦБ.


Главный аналитик Бинбанка Наталия Шилова подтверждает, что спрос на РЕПО заметно снизился в начале года из-за улучшения ситуации с ликвидностью. В частности, в банковский сектор традиционно в конце и в начале года поступают значительные суммы бюджетных расходов (800 млрд рублей в конце 2014 года и еще 700 млрд в начале 2015-го).


— Кроме того, исполняя бюджет с дефицитом в январе и феврале, Минфин отдает расходами больше, нежели получает налогами, таким образом, ситуация с ликвидностью также улучшается, — пояснила Наталия Шилова. — Кроме того, в банковский сектор возвращаются наличные, ранее снятые с банковских счетов: перед праздниками население снимает деньги, затем они возвращаются, например, через покупки, на счета организаций в банках. Также после некоторой волатильности по системе улучшилась ситуация со вкладами. В результате, с начала 2015 года по 17 февраля за счет возвращения наличных в банковский сектор пришло более 1 трлн рублей. В общей сложности приток ликвидности в систему с начало года составило 1,7 трлн рублей, задолженность по РЕПО снизилась на 1,4 трлн, то есть на близкую сумму.


Резкое снижение объема заимствований объясняется также ростом ставок. Собственно, ставка по 7-дневному РЕПО и является ключевой ставкой, 16 декабря она была повышена до 17% годовых сразу на 6,5 процентного пункта, по однодневному РЕПО — до 18%. 30 января ставки опустились на 2 пункта. Докризисный уровень ставок по кредитам под залог ценных бумаг: 5–10,5% годовых.


— Рост ставок снизил интерес банков к сделкам РЕПО, — считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. — Сделки РЕПО утратили роль основного канала рефинансирования ЦБ банковского сектора. Их место заняли кредиты под нерыночные активы (преимущественно под залог прав требования по кредитным договорам). Так, на 18 февраля 2015 года задолженность банков перед ЦБ по сделкам РЕПО составила 1,4 трлн рублей, а по кредитам под нерыночные активы — 3,9 трлн рублей, то есть в 2,8 раза больше. На 1 февраля лидером по объему привлеченных средств ЦБ по сделкам РЕПО стал Банк «ФК Открытие» (бывший НОМОС-банк). Он получил от ЦБ 648,8 млрд рублей, тогда как Сбербанк, бывший ранее неизменным лидером, привлек от ЦБ по этому каналу только 386,3 млрд рублей; на 1 января госбанк получил от ЦБ по РЕПО 941,1 млрд рублей.


В обоих банках не ответили на запросы «Известий».


Олег Вьюгин, председатель совета директоров МДМ Банка, в разговоре с «Известиями» отметил еще две причины тенденции: первая — сокращение активности банков по своей основной специализации, кредитованию (из-за его высоких рисков в силу кризиса); вторая — после повышения ставки ЦБ отпала потребность в дополнительной ликвидности для спекуляций на валютном рынке, к тому же ЦБ ужесточил надзор за валютными операциями. По прогнозам Вьюгина, в будущем объемы заимствований в рамках РЕПО будут зависеть от экономической ситуации.


При этом падение спроса на РЕПО не связано с правительственным антикризисным вливанием 1 трлн рублей в рамках программы докапитализации банков через механизм облигаций федерального займа — эти деньги до банков еще не дошли. Из 1 трлн рублей 830 млрд могут получить 27 банков, их список опубликован на сайте Агентства по страхованию вкладов.


Как указывает руководитель дирекции финансовых институтов и инвестиционных услуг Уральского банка реконструкции и развития Владимир Зотов, восстановление прежних объемов сделок РЕПО возможно тогда, когда ЦБ снизит ключевую ставку с нынешних 15% годовых до 10%. По наблюдениям главного аналитика UFS IC Ильи Балакирева, рынок надеется, что ставки по РЕПО будут снижены в ближайшие месяцы (что зависит от уровня ключевой ставки), «иначе перспективы банковской системы в целом выглядят не слишком радужно» — потому что внешние рынки капитала пока что закрыты.


Иван Фарафонов, заместитель начальника управления казначейства Банка расчетов и сбережений, считает, что в условиях кризиса в качестве послабления для участников рынка регулятору целесообразно расширить перечень бумаг, принимаемых в залог по операциям РЕПО. Сейчас в этом перечне 165 видов облигаций и 27 акций.


— Если перечень будет расширен, у банков появится больше возможностей для активного кредитования друг друга через контрагента, снижающего большую часть рисков, — пояснил Иван Фарафонов. — Это, в свою очередь, способно привести к росту объема заимствований в Банке России. Сейчас рынок находится в зажатом положении из-за недоверия банков-контрагентов друг к другу. Улучшение этой ситуации в ближайшее время маловероятно.

Поделиться с друзьями
ASTERA