Для того чтобы выполнить план по полному переводу всех точек приема платежей на бесконтактную технологию к 2020 году, MasterCard ввела для банков-эквайеров не только стимулирующие тарифы, но и штрафы. За установку нового терминала без возможности бесконтактной оплаты банкам придется платить штраф €2,5 тыс. Эксперты указывают, что MasterCard вынуждена идти на жесткие меры, поскольку система сделала акцент именно на бесконтактных технологиях, а банки не спешат сами обновлять оборудование.
О том, что MasterCard ввела в отношении банков-эквайеров штрафы за установку терминалов оплаты без бесконтактной функции, рассказали «Ъ» участники рынка. По их словам, система уведомила банки-эквайеры письмом (есть в распоряжении «Ъ»), согласно которому с этого года при установке нового терминала оплаты в торговой точке (POS-терминал) они должны ставить устройство с функцией проведения бесконтактных платежей. За установку терминала без данной функции платежная система, по словам банкиров, предусмотрела штраф €2,5 тыс. В том же письме отмечается, что с 1 января 2019 года в течение года банкам предстоит заменить на устройства с бесконтактной функцией все POS-терминалы.
По данным Банка России, по состоянию на 1 июля 2016 года число POS-терминалов в торговых сетях составляло 1,58 млн штук. По экспертным оценкам, с функцией бесконтактной оплаты — не более 30% из них.
В MasterCard «Ъ» сообщили, что «к 2020 году поддержка бесконтактной оплаты должна стать стандартом для европейских торгово-сервисных предприятий, принимающих к оплате MasterCard и Maestro». В пресс-службе пояснили: «Сроки были определены, чтобы было достаточно времени на замену терминалов по мере их устаревания: уже установленные терминалы могут быть заменены по истечении срока эксплуатации, но не позднее 1 января 2020 года». Тему штрафов в MasterCard комментировать не стали, ограничившись заявлением, что «применяют различные стимулы, мотивирующие всех участников платежной системы».
Традиционно платежные системы стимулируют банки для внедрения новых технологий за счет более низкой ставки комиссии интерчейндж (уплачивается банком-эквайером), взимаемой при проведении трансакции в торговой точке тем или иным способом.
Размер комиссии устанавливается индивидуально и может отличаться у разных банков, платежные системы его не раскрывают. По словам участников рынка, в среднем комиссия интерчейндж составляет 1-1,2% от суммы трансакции, при бесконтактной оплате она может быть ниже на 0,2-0,3 процентного пункта.
Более выгодные комиссии интерчейндж — стимулирующая мера, ее используют и другие системы, но на столь жесткие меры, как штрафы, на российском рынке другие игроки не идут. «Мы не готовы говорить за весь рынок, но в России платежная система Visa таких требований не предъявляет»,- заявили «Ъ» в Visa. MasterCard и Visa — крупнейшие международные платежные системы и основные конкуренты на российском рынке. В НСПК, созданной в 2014 году, пока только тестируют карты с бесконтактной технологией. «Все, что мы делаем, мы стараемся совместить с действующей инфраструктурой банков без дополнительных затрат с их стороны,- говорит глава НСПК Владимир Комлев.- Штрафы не наша тема».
По словам экспертов, MasterCard еще несколько лет назад сделала ставку именно на бесконтактные технологии, и для нее особенно критична бесконтактная сеть приема платежей для обслуживания ее проектов (не только карточных). «Я думаю, такая политика MasterCard связана с тем, что руководство системы учитывает уровень покрытия терминалами по бесконтактной оплате как критерий развития системы, и, видя, что банки довольно медленно подключают бесконтактные терминалы, MasterCard вынуждена применять к ним санкции,- говорит председатель правления НП НПС Алма Обаева.- Дело в том, что у MasterCard сделан акцент на бесконтактных устройствах и последние из них — приоритетные договоры с Apple Pay и Samsung Pay». По словам зампреда правления Абсолют-банка Татьяны Ушковой, технологии в России без принуждения двигаются плохо, и такая проактивная позиция платежной системы понятна. «Но нам как банку не очень комфортно, что навязывается определенный тип проведения платежей, так как законодательно таких ограничений нет»,- указывает она.
Впрочем, крупнейшие банки-эквайеры (Сбербанк, группа ВТБ, «Русский стандарт») критиковать MasterCard не готовы, несмотря на возможные штрафы. «Сбербанк закупает исключительно терминалы с функцией приема бесконтактных карт и оборудует ими все новые точки,- сообщили в пресс-службе.- Банк полностью соответствует правилам платежных систем». Банк «Русский стандарт» поддерживает все решения платежных систем, направленные на развитие новых финансовых технологий в России, заявили там. «Мы считаем, что данный фактор только мотивирует к переходу от контактных к бесконтактным технологиям»,- заявили «Ъ» в головном банке группы ВТБ. Без этого сложно побуждать участников вкладывать средства в замену оборудования, добавил представитель ВТБ 24.