81% компаний уже автоматизируют свои HR-процессы, выяснили эксперты рекрутинговой компании Antal, опросив 235 российских и международных организаций из финансовой сферы, отраслей ИТ и телекома, логистики, медиа и развлечений, потребительских товаров, производства, профессиональных услуг, ритейла и других. 33% респондентов отметили, что HR-процессы уже автоматизированы, еще в 48% компаниях они автоматизированы частично. 6% не планируют автоматизацию. При этом большинство участников опроса оценили уровень HR-автоматизации в собственной компании как средний или высокий. Только 16% опрошенных посчитали уровень автоматизации в своей компании низким.
В качестве плюсов автоматизации респонденты отметили оптимизацию рабочего процесса и освобождение сотрудников от рутинных задач, консолидацию, систематизацию данных, обеспечение их объективности и доступности, предоставление важной для сотрудников информации, улучшение коммуникации между сотрудниками, а также мотивацию сотрудников: автоматизированные HR-системы увеличивают лояльность сотрудников к компании, характеризуя ее как современного работодателя.
В ходе исследования чаще всего респонденты заявляли об автоматизации кадрового делопроизводства (90%), расчета вознаграждения (68%), рекрутмента (56%), обучения и развития (62%) и оценки персонала (52%). Реже в компаниях автоматизируют внутренние коммуникации (26%) и процесс адаптации сотрудников (21%).
Самым популярным ПО для автоматизации HR-процессов по результатам глубинного интервью и количественного опроса стали «1С» и продукты SAP. Этими программами пользуются 29% и 14% респондентов соответственно. Далее по популярности использования расположились E-Staff (используют 8% респондентов), Workday (5%) и собственные разработки компаний (5%). SuccessFactors отметили 4% участников исследования, и по 3% респондентов отдают предпочтение системам Web tutor, Taleo и «Босс Кадровик».
Однако есть и ряд сложностей, с которыми сталкиваются компании при автоматизации. К примеру, без правильно поставленной задачи и подробного технического задания у заказчика и у команды разработчиков может оказаться разное видение проекта, и на выходе получится продукт, неприменимый для решения задач компании. Стоит также опасаться завышенных ожиданий от внедрения HR-автоматизации и некорректной оценки эффективности. Чтобы на выходе не получить избыточного упрощения процессов, необходимо проанализировать, не потеряется ли важная информация или важный шаг «ручного» процесса при автоматизации. Некоторые респонденты отметили негативный опыт попытки HR-автоматизации, связанный с большими переоценкой собственных ресурсов и потребностей. Также осложняют автоматизацию HR-процессов особенности российского законодательства: возможно ограничение использования некоторых программных продуктов и облачных технологий в связи с законом о хранении и обработке персональных данных, также по российским законам необходима личная подпись сотрудника на таких документах, как заявление об отпуске, заявление о приеме на работу и т.д.
В ходе исследования респонденты также отметили несколько общих тенденций HR-автоматизации, в том числе удешевление программных продуктов, использование в HR-автоматизации систем машинного обучения, нейросетей, роботизацию функций подбора персонала, использование облачных технологий и HR-аналитику на основании Big Data.