О том, что американская платежная система AmEx рассматривает вопрос о смене своей бизнес-стратегии в России, «Ъ» рассказали несколько источников на банковском рынке. «Компания намерена выйти в массовый сегмент с тем, чтобы ее карты распространялись не только среди клиентов премиум-сегмента, но и были доступны массовому пользователю»,- отмечает один из них. По словам другого собеседника «Ъ», акцент планируется сделать на предоплаченные карты (prepaid), причем через их распространение в ритейловых сетях, а не только в банках. «Система намерена сделать распространение карт именно массовым, а не эксклюзивным и единичным, как в банках»,- поясняет один из источников «Ъ».
По данным «Ъ», AmEx уже начала поиск партнера для выпуска карт в ритейловых сетях. Среди потенциальных претендентов — РНКО «Платежный центр» (бренд «Золотая корона»), эмитирующая банковские карты в ритейловых сетях, например карту «Кукуруза» в Евросети. В РНКО «Платежный центр» от комментариев отказались. В самой AmEx на запрос «Ъ» заявили, что не комментируют «свои будущие бизнес-планы».
Объем эмиссии AmEx на территории России — несколько миллионов карт. Всего в России, по данным ЦБ, на 1 июля выпущено 234 млн банковских карт.
Отличительная особенность AmEx — широкая программа привилегий. Эксклюзивное право на эмиссию основной линейки карт AmEx — Centurion Line, а также на эквайринг AmEx в России принадлежит банку «Русский стандарт». На предоплаченные карты это соглашение не распространяется. «Русский стандарт» выпускает предоплаченные карты AmEx номиналом до 600 тыс. руб. с лета.
Намерение системы добиться массового распространения именно через prepaid-карты вполне объяснимо. Выбор же именно предоплаченных карт для расширения клиентской базы, а не стандартных дебетовых карт связан с тем, что они быстрее оформляются (в течение пяти минут), платы за годовое обслуживание нет. Похожую тактику компания избрала в США еще в 2012 году, начав продажу карт в сети Walmart. «Предполагается, что такая карта будет приложением к основной банковской карте любой другой системы,- поясняет один из банкиров.- Они будут распространяться через ритейлеров, но основной объем операций по плану будет проходить при поездках за рубеж, когда клиент поймет, что в тех или иных местах ему выгоднее расплатиться картой AmEx. На рост объема трансакций в России рассчитывать не приходится: эквайринговая сеть AmEx здесь сильно ограниченна и в компании это понимают».
Решить проблему с ограниченностью эквайринговой сети в России и повысить интерес к своему бренду AmEx теоретически помог бы выпуск кобеджинговых карт с национальной платежной системой «Мир», соглашение о котором было заключено еще в июле. Принимать карты «Мир» обязаны все крупнейшие банки. Однако в этом случае оплата в России будет идти не через AmEx, а через «Мир», а это означает, что на такие операции не будут распространяться привилегии AmEx, это будет возможно только по операциям за рубежом в эквайринговой сети самой AmEx. В то время как по собственным картам AmEx, в том числе предоплаченным, привилегии доступны и в России.
Удастся ли AmEx раскрутить розницу за счет предоплаченных карт — вопрос спорный, считают эксперты. «Чтобы выпускать предоплаченные карты, нужно хорошо понимать экономику этого продукта — они в России не слишком востребованы»,- уверен представитель банка топ-10. Впрочем, не исключено, что если AmEx решила пойти именно в эту нишу, то сочла, что для нее это не самый издержкоемкий вариант выйти в массовый сегмент, считает глава НП НПС Алма Обаева. «С одной стороны, такая карта позволяет управлять рисками, поскольку не дает доступа ни к кредитным средствам, ни к большим суммам на зарплатных картах, с другой — ритейловые каналы удобны для распространения продукта, поэтому не исключено, что проект будет успешным»,- заключает она.