Aiva Mobile, виртуальный оператор «МТТ Групп», подконтрольной структурам бывшего министра связи Леонида Реймана, выходит в Финляндию. С учетом туристического потока, количества россиян, проживающих в этой стране, и финнов — в России, потенциальный рынок оценивается в 1,8 млн абонентов. До конца 2016 года «МТТ Групп» рассчитывает привлечь на нем 50 тыс. клиентов.
Продажи сим-карт Aiva Mobile стартуют в России с 25 декабря, а в Финляндии — с 28 декабря, рассказали вчера в «МТТ Групп». На сим-карте одновременно активны российский и финский номера. Переключение между ними происходит автоматически, в зависимости от того, в какой стране находится абонент. В Финляндии партнером выступает местная DNA Oy, в России, как и раньше, МТС. Инвестиции в проект не раскрывают, в компаниях лишь отмечают, что использовали существующую инфраструктуру, не комментируя, как будут делить между собой доходы.
Продукт ориентирован на жителей России, которые часто посещают или звонят в Финляндию, и финнов, часто бывающих в России. Потенциальный рынок в МТТ оценили в 1,8 млн абонентов. В Финляндии около 2 тыс. предприятий с российским топ-менеджментом, туристический поток в эту страну в 2015 году должен составить около 1,7 млн человек. «Русскоязычное население Финляндии составляет около 70 тыс. человек»,- отмечает вице-президент по DNA Седрик Камтсан. Aiva Mobile планирует привлечь 50 тыс. абонентов из этого потока.
Среди преимуществ Aiva Mobile в МТТ называют то, что потребитель в России и Финляндии будет получать услуги без роуминговой наценки: входящие звонки будут бесплатными, исходящие, как и мобильный интернет,- по местным тарифам. В отличие от туристических сим-карт, те, кто будет звонить абоненту Aiva Mobile, не должны будут платить наценку за международный вызов, звонок будет тарифицироваться по обычной цене. При поездках в другие страны Европы абоненты Aiva Mobile будут платить за услуги в роуминге по тарифам DNA, которые дешевле цен, предлагаемых российскими операторами, поскольку стоимость роуминга в ЕС жестко регулируется.
«МТТ Групп» запустила Aiva Mobile в коммерческую эксплуатацию в августе 2014 года как проект для этнических общин из Центральной Азии. На первом этапе на сим-карте Aiva Mobile помимо российского был также таджикский номер. «МТТ Групп» не отказывается от работы с этим сегментом. В 2016 году Aiva Mobile планируется запустить в Узбекистане и Киргизии, кроме того, не исключен выход в другие страны Европы. «Однозначно интересен рынок Германии, смотрим также на Прибалтику»,- говорит президент «МТТ Групп» Евгений Васильев.
На момент старта Aiva Mobile в МТТ прогнозировали, что за год смогут набрать 100 тыс. абонентов, но реализовать эти планы не удалось. Помешало сокращение потока мигрантов в Россию, вызванное снижением бизнес-активности, падением курса рубля, и ужесточение миграционных правил. Сейчас у Aiva Mobile 50 тыс. активных абонентов.
Представители «большой тройки» вчера не стали оценивать, реалистичны ли планы МТТ по абонентской базе Aiva Mobile. При этом лидеры рынка не считают, что проект может составить им конкуренцию и отразиться на доходах от роуминга. В «МегаФоне» и «Вымпелкоме» настаивают, что их тарифы и специальные опции для снижения стоимости услуг в роуминге выгодны для абонентов, а спрос на туристические сим-карты падает.
В МТС, которая единственная среди «большой тройки» сотрудничает с не аффилированными с ней полноценными MVNO (виртуальными мобильными операторами), напоминают, что получают от Aiva Mobile фиксированное вознаграждение за каждую минуту разговора, отправленную SMS и скачанный мегабайт трафика. «При этом МТС не несет затрат на производство сим-карт, маркетинговое продвижение тарифов, обучение персонала, обслуживание абонентов, тарификацию вызовов и хранение данных пользователей. За счет ресурсов МТТ мы снижает плату за транзит международного трафика, которая может составлять до 80% платы за минуту разговора, и повышаем маржинальность услуг связи»,- говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников.