Абонентская база разболталась

По итогам первого квартала 2015 года общее число сотовых абонентов в России снизилось на 0,8% по сравнению с показателем конца прошлого года, до 238,35 млн клиентов, следует из опубликованного вчера отчета ACM-Consulting. Никто из операторов не показал чистого прироста (разница между количеством абонентов на конец и начало квартала) в Москве. В Санкт-Петербурге единственным, у кого был прирост, оказался «МегаФон», в других регионах — МТС. В целом по стране никто из операторов не показал чистого прироста — это прецедент, указывает аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский.


Общее количество абонентов в первом квартале снижается несколько последних лет. Однако в 2013 году чистый прирост по России показала МТС, а в 2012 году — региональные операторы, в первую очередь «Tele2 Россия» (после объединения с мобильными активами «Ростелекома» в прошлом году — «Т2 РТК Холдинг»). На итоги первого квартала традиционно оказывает влияние сезонный фактор — услугами перестает пользоваться часть абонентов, привлеченных в ходе маркетинговых акций перед Новым годом, отмечает господин Погребинский. «При этом общие продажи сим-карт в первом квартале 2015 года остались на уровне того же периода 2014 года, то есть негативную статистику спровоцировал рост оттока абонентов»,- говорит Антон Погребинский.


Доминирующей причины такой статистики нет, отмечают представители крупнейших операторов связи. Безусловно, имеет место сезонный фактор, соглашаются в МТС, «МегаФоне», «Вымпелкоме» и «Т2 РТК Холдинге». «Была коррекция после экстраординарно высоких новогодних продаж, когда абоненты покупали новые гаджеты вместе с сим-картами»,- добавляет представитель МТС Дмитрий Солодовников, оговариваясь, что у оператора уровень продаж новых контрактов был таким же, как и в 2014 году. «МТС давно вышла из гонки низкомаржинальных подключений и наращивает абонентскую базу за счет низкого оттока и качественных продаж контрактов. Отток абонентов МТС по итогам первого квартала 2015 года стабилен в годовом исчислении — 10,1%, а в квартальном — сократился почти на 1 п. п.»,- утверждает он. «МегаФон» показатель оттока не раскрывает, абонентская база оператора в первом квартале увеличилась на 1,9 млн новых пользователей по сравнению с показателем первого квартала 2014 года. «Это успешный рост, поскольку на этот же период в прошлом году пришелся пик оттока олимпийской базы (гостей Олимпийских игр в Сочи, одним из спонсоров которых выступал «МегаФон».- «Ъ»)»,- настаивает пресс-секретарь компании Алия Бекетова. По ее словам, также сыграло роль сокращение количества приезжих временных рабочих. По данным Федеральной миграционной службы, к началу марта количество мигрантов из Центральной Азии в России сократилось на 52% к августу прошлого года, до 2,13 млн человек.


«Вымпелком» по сравнению с первым кварталом 2014 года показал снижение оттока на 5 п. п., до 63%, и рост абонентской базы на 0,7 млн человек, говорит пресс-секретарь компании Анна Айбашева. По ее мнению, операторы стали более консервативно подходить в своей отчетности к активной абонентской базе, что может поспособствовать оздоровлению рынка, в том числе продаж. В «Т2 РТК Холдинге» долгосрочной причиной отрицательного прироста у всех операторов называют «перенасыщенность рынка и существенный отток у «большой тройки»». «Наш квартальный отток по-прежнему самый низкий в отрасли: 7,64% по итогам первого квартала,- утверждает представитель «Т2 РТК Холдинга» Константин Прокшин.- Мы никогда не делали ставку на раздачу сим-карт, которая увеличивает отток».

Поделиться с друзьями
ASTERA