Современные россияне не сомневаются в способностях женщин к построению успешной карьеры. Так, если 25 лет назад 48% опрошенных соотечественников считали, что шансы женщин и мужчин на трудоустройство после окончания учебы не равны, то сегодня эта доля снизилась до 36%. В то же время число тех, кто уверен в обратном, выросло с 39% до 56%: среди мужчин — 60%, среди женщин — 53%, среди 18-24-летних — 69%, среди опрошенных 60 лет и старше — 39%, выяснил ВЦИОМ.
Также граждане укрепились в своем мнении относительно беспочвенности обвинений в «невыгодности» сотрудников женского пола: в 1991 году о том, что это не так, говорили 48%, в 2016 году — уже 64%. В справедливости этого суждения сегодня не сомневаются 28% опрошенных. Причем сами женщины соглашаются с тем, что являются невыгодными работниками, чаще, чем мужчины: 32% против 22% соответственно. Среди людей пенсионного возраста эта доля также заметно выше (37%), чем среди 18-24-летних (22%).
Наконец, в способностях представительниц прекрасной половины человечества сделать успешную карьеру в бизнесе, сегодня не сомневаются 93% граждан. За четверть века эта доля выросла более чем в полтора раза (с 57%), тогда как число сомневающихся, напротив, сократилось до 5% (с 20% в 1991 году).
Наиболее известной женщиной-политиком или общественным деятелем на сегодняшний день в России является Валентина Матвиенко (ее фамилию назвали 34% опрошенных). При этом женщину-символ современной России большинство наших сограждан выделить не могут: 27% заявили, что таких нет, еще 50% затруднились с ответом. Топ3 по мнению тех, кто назвал чью-то фамилию, выглядит так: Валентина Матвиенко (5%), Валентина Терешкова (4%), Алла Пугачева (3%).
«Феминизм с его боевой окраской не прижился в России, как и ряд других особенностей западного мира, однако тренд на выравнивание гендерных различий в социальной сфере постепенно усиливается, особенно среди молодежи. К этому ведут изменение структуры занятости, модернизация ряда профессий, общий культурный код, основанный на европейских ценностях. Поэтому все больше обессмысливаются такие понятия как «женщина-символ»: подобный символизм — это обратная сторона ущербности положения, попытка компенсировать сложившиеся гендерные диспропорции за счет культивирования образа женственности», — отметил Алексей Фирсов, директор по коммуникациям ВЦИОМ.