НП "Руссофт" представило результаты исследования "Перспективы российских ИТ-разработок на глобальном рынке", которое было проведено в партнерстве с Ассоциацией Брокеров Инноваций и Технологий (АБИТ) по инициативе корпорации SAP и при поддержке Аналитического центра при Правительстве РФ.
Согласно выводам исследования, российские софтверные компании, работающие на рынке B2B, стали намного больше интересоваться рынками дальнего зарубежья (или стремятся расширить продажи на этих рынках, если они там уже присутствуют).
74% респондентов находятся в процессе создания экспортных продуктов, а 65% не только указали на существование таких разработок, но и дали краткие описания разработанных решений.
Из тех компаний, продажи которых прежде ограничивались Россией и странами ближнего зарубежья, 12% планируют впервые выйти на рынки дальнего зарубежья в 2017 г. (в 2018 г. — 14%).
Не более 10-15% российских компаний-разработчиков ПО пока не готовы к международной экспансии. Они либо создают решения только для отечественного рынка, либо работают за рубежом с узким кругом клиентов, расширять который не намерены.
Следовательно, 85-90% компаний рассматривают свою экспансию за рубежом как возможную стратегию развития в будущем. При этом в настоящее время на рынках дальнего зарубежья работает не более 60% софтверных компаний России, примерно половина которых разрабатывает не собственные программные продукты, а предоставляет услуги по разработке заказного программного обеспечения.
Стремление или желание ориентированных на внутренний рынок компаний осваивать дальнее зарубежье связано, прежде всего, с тем, что продажи в России не растут темпами, которые существовали до 2009 г.
По итогам 2016 г. оборот опрошенных компаний, которые не присутствуют на рынках дальнего зарубежья, увеличился на 8,6% (прогноз на 2017 г. — +13,5%). В то же время совокупный оборот опрошенных компаний, которые работают на рынках дальнего зарубежья, возрос на 20%, а в 2017 г. ожидается его увеличение на 19%.
Прогнозы ведущих мировых аналитических агентств говорят о том, что в ближайшие годы на мировом рынке будут особенно востребованы наукоемкие решения, которые требуют высокого уровня физико-математической подготовки разработчиков, а это главное преимущество российских специалистов. Результаты исследования подтверждают, что российские компании разработчиков ПО специализируются прежде всего на поиске решений в самых конкурентных сегментах мирового ПО ("большие данные", искусственный интеллект, компьютерное зрение, машинное обучение и т.п.). Они изначально ориентированы на глобальный рынок. Только в 60% случаев экспортно-ориентированные разработки совпадают с разработками для российского рынка, а в 40% — компании разрабатывают ПО, ориентируясь только на зарубежный рынок.
В то же время, само стремление работать на внешних рынках еще не обеспечивает там успеха. Для него потребуется преодолеть ряд барьеров. Результаты исследования говорят о том, что одним из основных сдерживающих факторов является отсутствие необходимых навыков и знаний, а также и лидерских качеств у менеджеров и предпринимателей. К другим факторам, препятствующим выходу на глобальный рынок, относятся нехватка "длинных денег" (венчурных и кредитных) для развития бизнеса, отсутствие средств на проведение НИОКР и на организацию маркетинга, а также многочисленные бюрократические препоны.
Одним из возможных способов преодоления препятствий в части приобретения навыков и знаний, а также создания каналов продаж, является сотрудничество с международными корпорациями. 65% опрошенных компаний уже имеют положительный опыт взаимодействия с международными ИТ-корпорациями и рассматривают их как центры экспертизы при создании новых экспортно-ориентированных решений. Они верят в имиджевый и маркетинговый эффект от сотрудничества с ними, а также в потенциал использования их каналов продаж. Только 19% респондентов не рассматривают возможность такого сотрудничества. При этом опрос показал, что сотрудничество с международными корпорациями положительно сказывается на основных показателях деятельности компаний.