Гласные или негласные правила, регламентирующие поведение сотрудников в соцсетях, действуют в половине российских компаний, а самая популярная мера борьбы с излишней активностью сотрудников в интернете — блокирование или запрет доступа в соцсети или интернет с рабочих компьютеров, выяснил Исследовательский центр портала Superjob.
51% работодателей борется с сотрудниками, излишне увлеченными своими аккаунтами в соцсетях. Чаще всего речь идет об ограничении интернет-активности персонала в рабочее время: 29% компаний блокируют или запрещают доступ в соцсети со служебных компьютеров. Впрочем, сотрудники умело обходят подобные ограничения: «Доступ заблокирован, но все сидят с телефона или через анонимайзер. С этим явлением бесполезно бороться». Каждая четвертая компания требует в соцсетях соблюдения коммерческой тайны: «Просим не разглашать конфиденциальную информацию». 18% работодателей озабочены морально-этическим обликом персонала в соцсетях: следят за корректностью высказываний, отсутствием нецензурных выражений и откровенных фото. 16% компаний запрещают сотрудникам размещать негативные комментарии о компании, информацию, порочащую организацию, коллег, руководство и клиентов. Размещение любой информации о работодателе под запретом в 5% организаций, еще 3% работодателей против публикации фото сотрудников в спецодежде или с рабочего места. Никак не регламентируют поведение сотрудников в соцсетях 39% российских компаний: «Компания не вмешивается в личную жизнь работников».
Крупный бизнес чаще всего блокирует доступ сотрудников в соцсети и устанавливает запреты на разглашение информации, имеющей отношение к коммерческой и государственной тайне (49 и 32% компаний с численностью персонала от 5000 человек). Малый бизнес реже всех блокирует доступ в соцсети с рабочих компьютеров (15%) и вообще реже устанавливает какие-либо правила поведения в соцсетях: в 44% компаний, в которых занято менее 50 сотрудников, нет таких регламентов.
Впрочем, случаи, когда сотрудники своим неосторожным поведением в соцсетях вызывали бы недовольство руководства, не так часты: всего 2% экономически активных пользователей соцсетей в возрасте старше 18 лет сталкивались с претензиями работодателей. И основные нарекания касались как раз тех моментов, которые пытаются регламентировать запретами работодатели. Судя по комментариям респондентов, чаще всего сотрудникам попадает за неосторожные высказывания в сети: «Оставила критический комментарий относительно непартнерского поведения. Как выяснилось, это был знакомый директора». Любая посторонняя активность в соцсетях в рабочее время может стать наказуемой: «Однажды выложила фотографию с рабочего места с хэштегами «скучно на работе»… Потом уволили». Некорректные высказывания в адрес работодателя могут получить неприятное продолжение: «Увольняясь, написала отзыв о компании на соответствующем сайте. Так меня чуть по статье не уволили». Мужчины и совсем молодые сотрудники (до 24 лет) чаще других страдают от замечаний работодателей по поводу их активности в социальных сетях (по 4%).
Подавляющему же большинству россиян не доводилось сталкиваться с подобными нареканиями работодателей (93%): «Мое поведение никак не пересекается с трудовыми интересами»; «В соцсетях предпочитаю общаться корректно».